=> Главная База Знаний JavaScript Часть 6: Предопределенные объекты


Часть 6: Предопределенные объекты

Объект Date

В JavaScript Вам разрешено пользоваться некоторыми заранее заданными объектами. Примерами таких объектов могут служить Date, Array или Math. Есть еще несколько таких же объектов — полное описание см. в документации, предоставляемой фирмой Netscape.

Для начала давайте рассмотрим объект Date. Судя по названию, он позволяет Вам работать как со временем, так и с датой. Например, Вы можете легко определить, сколько дней еще остается до следующего рождества. Или можете внести в Ваш HTML-документ запись текущего времени.

Так что давайте начнем с примера, который высвечивает на экран текущее время. Сперва мы должны создать новый объект Date. Для этого мы пользуемся оператором new:

today= new Date()

Здесь создается новый объект Date, с именем today. Если при создании этого нового объекта Date Вы не указали какой-либо определенной даты и времени, то будут предоставлены текущие дата и время. То есть, после выполнения команды today= new Date() вновь созданный объект today будет указывать именно те дату и время, когда данная команда была выполнена.

Объект Date предоставляет нам кое-какие методы, которые теперь могут применяться к нашему объекту today. Например, это методы — getHours(), setHours(), getMinutes(), setMinutes(), getMonth(), setMonth() и так далее. Полное описание объекта Date и его методов Вы сможете найти в документации по JavaScript, предоставляемой фирмой Netscapes.

Обратите пожалуйста внимание, что объект Date лишь содержит определенную запись о дате и времени. Он не уподобляется часам, автоматически отслеживающим время каждую секунду, либо миллисекунду.

Чтобы зафиксировать какое-либо другие дату и время, мы можем воспользоваться видоизмененным конструктором (это будет метод Date(), который при создании нового объекта Date вызывается через оператор new):

today= new Date(1997, 0, 1, 17, 35, 23)

При этом будет создан объект Date, в котором будет зафиксировано первое января 1997 года 17:35 и 23 секунд. Таким образом, Вы выбираете дату и время по следующему шаблону:

Date(year, month, day, hours, minutes, seconds)

Заметьте, что для обозначения января Вы должны использовать число 0, а не 1, как Вы вероятно думали. Число 1 будет обозначать февраль, ну и так далее.

Теперь мы напишем скрипт, печатающий текущие дату и время. Результат будет выглядеть следующим образом:

Сам же код выглядит следующим образом:

Здесь мы пользуемся такими методами, как getHours(), чтобы вывести на экран время и дату, указанные в объекте Date с именем now. Можно видеть, что мы добавляем к записи года еще число 1900. Дело в том, что метод getYear() указывает количество лет, прошедших после 1900 года. А стало быть, если сейчас 1997 год, то будет выдано значение 97, а если 2010 год — то 110, а не 10! Если мы так и будем всякий раз добавлять 1900, то у нас не будет проблемы 2000 года. Помните также, что мы обязаны увеличивать на единицу значение, получаемое от метода getMonth().

В данном скрипте не выполняется проверки на тот случай, если количество минут окажется меньше, чем 10. Это значит, что Вы можете получить запись времени примерно в следующем виде: 14:3, что на самом деле должно было бы означать 14:03. Решение этой проблемы мы рассмотрим в следующем примере.

Рассмотрим теперь скрипт, создающий на экране изображение работающих часов:

Исходный код скрипта:

Время:
Дата:

Здесь для ежесекундной коррекции времени и даты мы пользуемся методом setTimeout(). Фактически это сводится к кому, что мы каждую секунду создаем новый объект Date, занося туда текущее время.

Можно видеть, что функции clock() вызываются программой обработки события onLoad, помещенной в тэг . В разделе body нашей HTML-страницы имеется два элемента формы для ввода текста. Функция clock() записывает в оба эти элемента в корректном формате текущие время и дату. Для этой цели используются две строки timeStr и dateStr. Как мы уже упомянули ранее, существует проблема с индикацией, когда количество минут меньше 10 — в данном скрипте эта проблема решается с помощью следующей строки:

timeStr+= ((minutes < 10)?":0": ":") + minutes;

Как видим, количество минут заносится в строку timeStr. Если у нас менее 10 минут, то мы еще должны приписать спереди 0. Для Вас эта строка в скрипте может показаться немного странной, и ее можно было бы переписать в более знакомом Вам виде:

if (minutes < 10) timeStr+= ":0" + minuteselse timeStr+= ":" + minutes;

Объект Array

Массивы играют в программировании очень важную роль. Подумайте только, что бы Вы делали, если бы Вам понадобилось хранить 100 различных имен. Как бы Вы могли это сделать с помощью JavaScript? Хорошо, Вы могли бы явным образом задать 100 переменных и присвоить им различные имена. Но согласитесь, это будет весьма утомительно.

Массив может быть полезен там, где имеется много взаимосвязанных переменных. При этом к каждой из них Вы можете получить доступ, воспользовавшись общим названием и неким номером. Допустим, есть массив в именем names. В этом случае мы можем получить доступ к первой переменной с именем name, написав names[0]. Вторая переменная носит name[1] и так далее.

Начиная с версии 1.1 языка JavaScript (Netscape Навигатор 3.0), Вы можете использовать объект Array. Вы можете создать новый массив, записав myArray= new Array(). После этого можно начать заносить в массив значения:

myArray[0]= 17;myArray[1]= "Stefan";myArray[2]= "Koch";

Массивы JavaScript обладают большой гибкостью. Например, Вам нет нужды беспокоиться о размере массива — он устанавливается динамически. Если Вы напишете myArray[99]= «xyz», размер массива будет установлен 100 элементов. (В языке JavaScript размер массива может только увеличиваться — массив не может «сжиматься». Поэтому старайтесь делать Ваши массивы как можно копактнее.)

Не имеет значения, заносите ли Вы в массив числа, строки, либо другие объекты. Я не останавливаюсь на каждой такой подробности структуры массивов, но надеюсь, Вы поймете, что массивы — очень важный элемент языка.

Конечно же многое станет понятнее, если рассматривать примеры. Следующий скрипт печатает следующий текст:

first elementsecond elementthird elementИсходный код:

Первым делом мы создаем здесь новый массив с именем myArray. Затем мы заносим в него три различных значения. После этого мы запускаем цикл, который трижды выполняет команду document.write(myArray[i] + "
");. В переменной i ведется отсчет циклов от 0 до 2. Заметим, что в цикле мы пользуемся конструкцией myArray[i]. И поскольку i меняет значения от 0 до 2, то в итоге мы получаем три различных вызова

document.write(). Иными словами, мы могли бы расписать этот цикл как:document.write(myArray[0] + "
");document.write(myArray[1] + "
");document.write(myArray[2] + "
");

Массивы в JavaScript 1.0

Поскольку в JavaScript 1.0 (Netscape Navigator 2.x, и Microsoft Internet Explorer 3.x) объекта Array еще не существовало, то мы должны думать и об его альтернативе. Следующий фрагмент кода можно найти в документации фирмы Netscape:

function initArray() {this.length = initArray.arguments.lengthfor (var i = 0; i < this.length; i++)this[i+1] = initArray.arguments[i]}

После этого Вы можете создавать массив одной строкой:

myArray= new initArray(17, 3, 5);

Числа в скобках — значения, которыми инициализируется массив (это можно также делать и с объектом Array из JavaScript 1.1). Обратите внимание, что данный тип массива не может включать все элементы, которые являются частью в объекта Array от JavaScript 1.1 (например, там имеется метод sort(), который позволяет сортировать все элементы в определенном порядке).

Объект Math

Если Вам необходимо в скрипте выполнять математические рассчеты, то некоторые полезные методы для этого Вы найдете в объекте Math. Например, имеется метод синуса sin(). Полную информацию об этом объекте Вы найдете в документации фирмы Netscape.

Я бы хотел продемонстрировать работу метода random(). Если Вы в свое время читали первый выпуск этого материала, то знаете, что у нас были некоторые проблемы с методом random(). Тогда мы написали функцию, позволяющую генерировать случайные числа. Теперь, чтобы работать на всех без исключения платформах, нам не нужно ничего, кроме метода random().

Если Вы вызовете функцию Math.random(), то получите случайное число, лежащее в диапазоне между 0 и 1. Один из возможных результатов вызова document.write(Math.random()) (при каждой новое загрузке данной страницы здесь будет появляться другое число):