=> Главная База Знаний Photoshop CS2 Глава 4. Форматы файлов изображений


Глава 4. Форматы файлов изображений

Глава 4.  Форматы файлов изображений

Во время работы с изображениями в цифровом виде вам придется иметь дело с различными типами файлов. Цифровые камеры сохраняют изображения в различных форматах. Чаще всего это JPEG или TIFF. После копирования файлов на жесткий диск вашего компьютера вы можете сохранять файлы в других форматах, выбирая тот или иной в зависимости от стоящих перед вами целей.

Различные форматы предоставляют вам различные возможности – вы можете сохранить файл со всеми дополнительными элементами, использованными во время редактирования, можете применить сжатие изображения для удобства размещения его в Интернете или отправки по электронной почте, можете сохранять файлы в различных цветовых моделях, оптимизируя файл для вывода на экран или на печать.

Таким образом, на различных этапах работы вам предстоит работать с файлами различных форматов. Необходимо научиться правильно выбирать формат файла и использовать его возможности.

Формат JPEG

Работая с цифровыми камерами, вы, как правило, можете выбрать формат, в котором будут сохраняться снимки. Эту возможность предоставляют большинство современныхкамер.

Объем карт памяти ограничен, а их стоимость, особенно карт большого объема, довольно высока. Поэтому фотографы заинтересованы в сохранении как можно большего числа фотографий при минимизации объема файлов. Можно сохранять изображения меньшего размера, но это не всегда приемлемо, поскольку уменьшается качество изображений при печати (при неизменном размере и разрешении отпечатка). Для того чтобы сохранить размер изображения и при этом уменьшить размер файла, используют формат, позволяющий сжимать информацию.

Наиболее распространенным в настоящее время форматом, предназначенным для хранения полноцветных фотоизображений с применением сжатия данных, является формат JPEG. Первые работы над его созданием были начаты в 1982 году, когда в рамках Международной организации по стандартизации (International Standardization Organization —ISO) была создана Группа экспертов по машинной обработке изображений (Photographic Experts Group —PEG). Эта организация занималась вопросами передачи видеоданных, изображений и текста по каналам цифровой связи. Целью исследований была разработка международных стандартов в области передачи данных этих типов в компьютерных сетях. В 1986 году Международный консультационный комитет по телеграфии и телефонии (Consultative Committee for International Telephone and Telegraphy – CCITT) начал разработки, направленные на создание алгоритмов передачи факсимильной информации (цветных и монохромных изображений). Алгоритмы, созданные специалистами этих организаций, оказались похожими, и в 1987 году они объединили свои усилия по разработке единого стандарта сжатия изображений. Результатом этого сотрудничества стал формат JPEG (Joint Photography Experts Group), позволяющий реализовать сжатие полноцветных или монохромных изображений до размеров, удобных для передачи по каналам связи. В отличие от формата GIF, JPEG позволяет хранить изображения, содержащие до 16 миллионов оттенков.

Так как фотографии и видеоизображения часто содержат протяженные области с плавными переходами цвета (градиентами), для их сжатия не подходят алгоритм LZW или подобные ему. Они не позволяют значительно уменьшить размер файла. Для качественной компрессии понадобились новые алгоритмы, основанные на других принципах.

В основе JPEG лежит так называемое сжатие с потерями. Это значит, что сжатие изображения происходит за счет отбрасывания мелких, незначительных деталей. Во многих случаях эти деталистоль малы и незаметны, что человек не в состоянии заметить разницу между сжатым изображением и оригиналом. Однако разница в размерах соответствующих файлов может быть значительной.

Основы алгоритма JPEG – преобразование информации о цвете, хранимой отдельно для всех цветовых составляющих одного пиксела, в область частот с последующей фильтрацией. Проще говоря, для хранения данных о цвете используются не цветовые составляющие каждого пиксела, а сведения о том, как изменяется вклад той или иной составляющей в результирующий цвет. Такие методы обработки основываются на принципах частотного анализа, широко применяемого в радиоэлектронике. В данном случае изменение яркости или цветовых составляющих от пиксела к пикселу описывается в виде набора колебаний (по аналогии с радиоэлектроникой эти колебания молено назвать составляющими сигналами) различных частоты и амплитуды. Такую операцию также называют определением спектра сигнала.

ПРИМЕЧАНИЕ. Преобразование сигналов в набор частотных составляющих осуществляется при помощи так называемого прямого преобразования Фурье. Обратное преобразованиеФурье позволяет синтезировать сигнал по его спектру.

Сохраняя или обрабатывая сигнал (в случае работы с фотографиями – данные, описывающие изображение), вы можете оставить только наиболее значимые составляющие, а остальными пренебречь. Разумеется, часть информации при этом будет потеряна, но данные будут воспроизведены с приемлемой точностью. Обратите внимание на то, что, уменьшая число рассматриваемых составляющих сигнала, мы тем самым уменьшаем объем информации, описывающей этот сигнал, то есть сжимаем данные.

В этом утверждении заложена сущность всех алгоритмов сжатия изображения с потерями. Частью информации можно пренебречь ради того, чтобы воспроизвести изображение с приемлемой точностью и при этом достичь уменьшения объема описывающих его данных. Конечно, при этом теряются некоторые детали изображения, качество снижается, но, разумно выбирая алгоритм и степень сжатия, можно добиться того, что файл с рисунком значительно уменьшится в объеме, а сам рисунок останется пригодным к использованию.

ПРИМЕЧАНИЕ. Даже если не отбрасывать часть информации, потери все равно возникнут. Дело в том, что компьютер производит все операции с определенной точностью. Из-за округления изображение исказится даже при отсутствии сжатия.

Для лучшего понимания основ работы алгоритма JPEG следует рассмотреть особенности восприятия человеком окружающей его реальности. Человеческий глаз более чувствителен к яркости, чем к цветовым составляющим изображения. Если вы переведете изображение в монохромный режим (яркий пример – черно-белый телевизор), то изображенные предметы останутся узнаваемыми – вы сможете сказать, что изображено, и даже определить некоторые свойства объекта, например материал, из которого он состоит. Изображение, содержащее цвета, но лишенное яркостной составляющей, практически невозможно распознать. Вы можете легко убедиться в этом при помощи Photoshop. Просто закрасьте какой-либо рисунок любым цветом (но не черным и не белым) при помощи инструмента Paintbrush (Кисть) в режиме Luminosity (Яркость). При этом все пикселы приобретут яркость цвета кисти.

Итак, у нас в руках два основных компонента алгоритма сжатия изображений JPEG. С одной стороны, разложив некоторый сигнал (в данном случае —это информация об изображении)на частотные составляющие и отбросив самые незначительные из них, мы можем достичь сжатия данных. С другой стороны, человеческий глаз устроен так, что он воспринимает в первую очередь яркость изображения и уже потом —его цветовые характеристики. Это определяет два способа уменьшения объема файла изображения, которые и используются в алгоритме JPEG:

• объем хранимых и передаваемых данных может быть уменьшен путем разложения информации о цвете на частотные составляющие с последующим отбрасыванием самых незначительных из них – лишних;

• так как глаз человека более чувствителен к яркости изображения (в данном случае оно состоит из пикселов), чем к его цвету, следует стремиться передать без искажений информацию о яркости пикселов, а информацией об их цвете можно до определенной степени пренебречь.

Применение этих методов позволяет достичь высокой степени сжатия и значительно уменьшить объем файлов, содержащих изображение. Грамотное использование алгоритма позволяет получить настолько высокое качество воспроизведения картинки, что различить сжатое изображение и оригинал практически невозможно.

При сохранении изображения в формате JPEG над ним производятся следующие операции:

1. Изображение преобразуется из исходной цветовой модели (например, RGB, где каждая точка описывается тремя цветовыми составляющими) в модель, содержащую яркостный компонент и два компонента, определяющих цвет точки. Это необходимо для раздельной обработки яркостной и цветовой составляющих изображения. Если изображение уже находится в подходящем цветовом режиме, преобразование не требуется. В дальнейшем все компоненты обрабатываются независимо друг от друга.

2. Цветовые компоненты усредняются между соседними пикселами, что позволяет уменьшить объем данных, требуемых для их передачи. Обычно усреднение производится так, что поле цветовых компонентов уменьшается в два раза по вертикали и по горизонтали. Например, для изображения 400 х 400 пикселов будут получены поля цветовых компонентов размером 200 х 200. Возможны и другие сочетания коэффициентов пропорциональности сторон, например 2:1, но они дают меньшую степень сжатия. Яркостный компонент на этом этапе не изменяется. Благодаря этому яркость изображения подвергается меньшим искажениям.

3. Применение дискретного преобразования Фурье. Изображение (точнее, каждый из его компонентов) разбивается на блоки 8x8 пикселов, к которым применяется дискретное преобразование Фурье. При этом информация о значении того или иного компонента представляется в виде соответствующих колебаний. По аналогии с радиотехническими сигналами можно выделить в преобразованных компонентах некоторое среднее значение (некоторый аналог постоянного тока), а также переменную составляющую (аналог переменного тока). Высокочастотные (быстрые) изменения параметров менее заметны, чем изменения низкочастотные (плавные). Поэтому верхние частоты могут быть отброшены.

4. Квантование значений параметров. Для отбрасывания ненужных компонентов значения, полученные в ходе преобразования Фурье, делятся на весовые коэффициенты и округляются. Для каждой точки внутри блока преобразования (8x8 пикселов) используется свой коэффициент, который выбирается из специальной таблицы. Для яркости и цветовых составляющих используются отдельные таблицы. Составлять такие таблицы довольно сложно, поэтому большинство кодировщиков JPEG используют стандартную таблицу ISO.

5. Именно на этом этапе производится регулировка качества изображения. Изменяя весовые коэффициенты, можно определить, какая часть информации будет отброшена. При этом качество изображения и размер файла изменяются обратно пропорционально друг другу.

6. Сжатие полученных значений без потерь. Для устранения повторов в полученных значениях параметров изображения данные дополнительно сжимаются по методу Хаффмана. Этот метод основывается на замене всех кодов, встречающихся в исходных данных, на новые, причем наиболее часто встречающиеся комбинации получают самые короткие обозначения. Этот метод позволяет достичь высокой степени сжатия без потери информации.

Для раскодирования данных необходимо выполнить эти операции в обратном порядке:

1. Данные разархивируются в соответствии с методом Хаффмана. В результате получаются отсчеты параметров изображения.

2. Из файла считывается таблица весовых коэффициентов. С ее помощью восстанавливаются результаты преобразования Фурье, выполненного при сжатии. В зависимости от степени сжатия, заданной кодировщиком, эти данные в той или иной степени соответствуют исходным.

3. Над отсчетами частотных составляющих производится обратное преобразование Фурье. Это позволяет восстановить значения компонентов изображения.

4. Полученные значения цветовых компонентов распределяются между соседними пикселами. Это необходимо из-за того, что при сжатии поле цветовых компонентов было уменьшено. Яркостный компонент сразу готов для последующей обработки.

5. Для удобства вывода на экран или выполнения обработки изображение преобразуется в одну из цветовых моделей (к примеру, в RGB для вывода на экран или в CMYK для печати).

Рассмотрев принцип работы алгоритма JPEG, мы можем подробнее остановиться на сферах его применения.

Основная проблема, ограничивающая применение этого формата, – снижение качества изображения при увеличении степени сжатия. Причем для каждого изображения приемлемая степень сжатия будет разной. Определить ее проще всего подбором.

Посмотрим, как сказывается сжатие на качестве изображения. Для этого сохраним фотографию в формате JPEG. На рис. 4.1, а приведен увеличенный фрагмент исходного изображения и этот жефрагмент после сжатия в различных режимах. Все изображения сохранялись при помощи Adobe Photoshop. Для них приведено значение показателя качества, используемого в этой программе. Размеры файлов (рис. 4.1): а – 299 Кбайт, 6 – 41 Кбайт, в – 25 Кбайт, г – 20 Кбайт. Из рис. 4.1. г видно, что при степени сжатия близкой к максимальной на изображении возникают шумы и искажения, в то время как при сжатии с максимальным (или близким к максимальному) показателем качества (см. рис. 4.1, б) изображение практически не отличается от оригинала.

Рис.4.1. Увеличенные фрагменты изображения после сохранения в формате JPEG с различными значениями показателя качества: а – оригинал (формат TIFF без сжатия), б – показатель качества 10, в – показатель качества 4, г – показатель качества 1

ПРИМЕЧАНИЕ. Искажения, вносимые в изображение кодировщиком JPEG, часто называют артефактами JPEG.

Результаты этого небольшого эксперимента позволяют сделать вывод о том, что формат JPEG хорошо подходит для хранения фотографий и других изображений, содержащих много различных оттенков с плавными переходами между ними. А вот изображения, содержащие четкие линии (например, чертежи), в нем сохранять не следует – линии могут смазаться (см. рис. 4.1, в и г). Также не следует сохранять в этом формате изображения, содержащие большие однотонные плоскости, – на них может возникнуть шум.

Тестирование также показало нам, что при помощи JPEG можно достичь значительной степени сжатия. Например, для изображения, показанного на рис. 4.1, г, она составила 14,95. Однако качество изображения при таких режимах сохранения может стать неприемлемым. Разумно выбирая режим сжатия, можно добиться высокого качества изображения и при этом значительно уменьшить размер файлов на диске или в памяти камеры. Так, для фото, представленного на рис. 4.1, б, степень сжатия равна 7,29, а качество вполне подходит для оформления веб-страниц, цифровой фотопечати и даже для некоторых видов полиграфических работ. Для изображения, показанного на рис. 4.1, в, степень сжатия еще больше, но качество еще вполне приемлемо для многих целей, включая печать в любительской фотолаборатории.

Итак, мы рассмотрели принципы работы и основные свойства алгоритма JPEG. Но это только основной (базовый) вариант стандарта. У этого формата есть несколько дополнений, каждое из которых позволяет существенно расширить его возможности.

ПРИМЕЧАНИЕ. В англоязычной литературе базовый вариант JPEG часто называется baseline (базовый) или standard (стандартный). Некоторые производители могут не поддерживать расширения формата.

Среди таких расширений можно назвать прогрессивное построение изображений, разбиение изображений на зоны с разными показателями качества, сохранение нескольких рисунков с разной разрешающей способностью в одном файле и т. д. Для веб-дизайна наиболее полезным является прогрессивное построение изображений. При использовании этой функции файл сохраняется за несколько проходов. После загрузки на компьютер пользователя данных об одном проходе изображение сразу выводится на экран, но с низким качеством. По мере загрузки оставшихся данных качество изображения повышается.

У файлов, сохраненных с применением прогрессивного построения изображений, есть еще одно достоинство —они обычно имеют несколько меньший размер, чем файлы, сохраненные в стандартном формате.

Кроме собственно изображения в файлах формата JPEG могут сохраняться и некоторые дополнительные элементы, например направляющие линии, используемые при редактировании изображений. Цифровые камеры записывают в создаваемые файлы информацию об условиях съемки (чувствительность, выдержка, диафрагма, фокусное расстояние, параметры вспышки и т. д.). Конкретный набор параметров и степень детализации данных зависят от модели камеры. Некоторые программы (например, Adobe Photoshop или программы просмотра файлов, поставляемые вместе с камерой) могут считывать эти данные и отображать их в удобном для восприятия человеком виде (ОС Windows XP также позволяет считывать это). Для их просмотра вызовите пункт Свойства из контекстного меню файла в окне Проводника Windows или другой подобной программы, перейдите на закладку Сводка и щелкните на кнопке Дополнительно.

ПРИМЕЧАНИЕ. Данные о параметрах съемки, сохраняемые в файле цифровой камерой, часто обозначаются аббревиатурой EXIF.

Формат PSD

Так как графический пакет Adobe Photoshop является одним из наиболее распространенных средств обработки изображений и подготовки веб-графики, его внутренний графический формат (PSD) также получил широкое распространение.

ПРИМЕЧАНИЕ. Данный формат наиболее широко применяется для хранения промежуточных результатов работы над оформлением сайта или каким-либо иным проектом. Для хранения исходных изображений обычно используются другие форматы.

Формат PSD развивается одновременно с программой Photoshop, что необходимо для хранения элементов, которые вводятся в новых версиях программы. При этом сохраняется полная обратная совместимость форматов. То есть файл, сохраненный, например, в Photoshop 5.0, можно открыть в Photoshop CS 2 без потери элементов изображения и качества. Следует учитывать, что некоторые элементы обновленных версий формата PSD не смогут быть прочитанными в более ранних версиях программы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Основа использующегося в настоящее время формата PSD была введена в Photoshop 3.0. Именно в этой версии были введены слои, позволяющие более гибко работать с изображением и хранить его элементы отдельно друг от друга. В предыдущих версиях формата PSD слои отсутствовали, поэтому они рассматриваются как самостоятельные форматы хранения изображений.

В настоящее время файл, сохраненный в формате PSD, может содержать следующие элементы:

• Слои изображений. Для каждого слоя хранится отдельный канал прозрачности (альфа-канал), позволяющий отдельно задать прозрачность каждой точки изображения. Прозрачность может изменяться от 0 до 100 % (256 градаций). Один из слоев полностью непрозрачен и называется Фон (Background). Этот слой создается по умолчанию в любом создаваемом файле (за исключением файлов с прозрачным фоном). Для сохранения файлов в форматах, не позволяющих сохранять слои, все существующие слои объединяются в фоновый слой. Слои могут быть сгруппированы или объединены в набор (layer set), после чего многие операции (такие как перемещение изображения) выполняются над всеми слоями группы или набора одновременно. Кроме того, для слоя могут быть определены стили и эффекты, определяющие вид изображения, но не изменяющие его (например, можно задать тень, отбрасываемую слоем, не изменяя самого слоя).

ПРИМЕЧАНИЕ. В компьютерной графике данные о прозрачности изображения принято называть альфа-каналом (alpha-channel). Прозрачность некоторого объекта может обозначаться в программах как альфа (alpha).

• Дополнительные альфа-каналы. Вы можете определить и сохранить дополнительные альфа-каналы, не связанные с конкретными слоями. Эти каналы могут использоваться для сохранения сложных масок (выделений фрагментов изображений).

• Цветовые каналы. Изображение в формате PSD может храниться в различных цветовых моделях (RGB, Lab, CMYK, Grayscale и т. д.). Для моделей, предусматривающих наличие нескольких цветовых каналов, эти каналы сохраняются отдельно (например, для изображения в модели Lab отдельно сохраняются каналы L, а и Ь). Это позволяет конвертировать изображения из одной модели в другую после загрузки из файла. Кроме того, каналы могут быть выделены в отдельные файлы, что используется, к примеру, при подготовке изображения к печати. Кроме основных каналов цветовой модели могут сохраняться каналы дополнительных цветов (spot channels), хранящие информацию о дополнительных красителях, применяемых при печати изображения.

• Цветовые профили (профили ICC). Цветовые профили позволяют скорректировать изображение таким образом, что его цвета выводятся на выводящее устройство (монитор или принтер) без искажений. Внедренные в PSD-файл цветовые профили позволяют с легкостью переносить эти файлы с одного компьютера на другой без искажений оттенков. Благодаря использованию системы цветокоррекции программа Photoshop удобна для дизайнеров, работающих в полиграфии. Для вебдизайна это не столь актуально, так как конечные файлы изображений не могут сохранять цветовые профили. Возможность применения внедренных цветовых профилей появилась в Photoshop 5.O.

• Внедряемые объекты. В предыдущих версиях Photoshop можно было внедрять в файлы растрового изображения векторные объекты. Это позволяло строить сложные кривые и сохранять выделения с возможностью последующего редактирования. В версии Photoshop 6.0 возможности применения векторной графики были существенно расширены. Появились автофигуры, при помощи которых можно легко строить такие фигуры, как прямоугольники, эллипсы, линии и многогранники; Adobe Photoshop CS 2 позволяет внедрять в изображение не только векторные, но и растровые изображения, хранящиесяв других файлах. Такие изображения пользуются определенной автономностью, например, вы всегда можете заменить его на изображение из другого файла или использовать средства масштабирования, не боясь повредить исходный документ.

• Направляющие. Направляющие линии позволяют легко выравнивать объекты, расположенные на разных слоях, точно выделять прямоугольные области изображения, проводить прямые линии. Эта возможность была впервые реализована в Photoshop 4.O. Текстовые слои. Для удобства работы с текстом в Photoshop 5.0 были введены текстовые слои. Такие слои сохраняют текст не только в растровой форме (обычная графика), но и в виде собственно текста, что позволяет изменять текст и параметры его отображения. Программы, используемые для просмотра файлов (например, ACDSee), отображают такие слои в виде пикселов, a Photoshop позволяет получить доступ к таким атрибутам, как гарнитура шрифта, его размер, начертание, расстояние между символами (кернинг) и др. Следует заметить, что в Photoshop 6.0 были введены новые правила форматирования текста. В связи с этим предыдущие версии этой программы могут отображать и редактировать текст, сохраненный в шестой версии только в виде растровой графики.

• Миниатюры (thumbnail). Данный элемент представляет собой уменьшенную копию изображения, хранимого в файле. Многие программы считывают это изображение и отображают до открытия основного содержимого. По этим рисункам можно быстро выбрать нужный файл, особенно если его имя не связано с содержимым.

Кроме перечисленных элементов файл в формате PSD может содержать текстовые и звуковые комментарии, а также некоторые другие блоки. Для уменьшения объема, занимаемого PSD-файлом на диске, в этом формате используется алгоритм сжатия RLE (Run-Length Encoding – кодирование серий). Этот алгоритм обеспечивает сравнительно невысокую степень сжатия, но позволяет повысить скорость обработки данных; кроме того, сжатие производится без потерь информации. PSD-файлы занимают меньше места на диске, чем, скажем, несжатые файлы в формате TIFF. Файлы PSD можно дополнительно сжать при помощи программы-архиватора. Это позволяет уменьшить объем файла еще приблизительно в два раза (в зависимости от содержимого).

ПРИМЕЧАНИЕ. Алгоритм сжатия данных RLE предусматривает замену последовательностей одинаковых символов на два символа —кодируемый символ и число его повторений. Разумеется, наибольший эффект от применения этого алгоритма достигается на файлах, содержащих много одинаковых символов, следующих друг за другом. Применительно к графике это изображения, содержащие большие области, равномерно залитые одним цветом. Подобные алгоритмы кодирования обычно используются в устройствах передачи данных (например, в портах ввода-вывода), поддерживающих аппаратное сжатие данных.

Работая с исходными изображениями (фотографиями, заготовками), стремитесь получать оригиналы большего размера, чем это нужно. Например, если вам необходимо получить изображение размером 100 х 100 пикселов и обработать его, возьмите исходное изображение размером 1000 х 1000 пикселов. Обработав изображение, придайте ему нужные размеры. Разумеется, такое соотношение размеров не является правилом, все зависит от конкретной ситуации. Поступать подобным образом следует потому, что при обработке растровых изображений программа сталкивается с конечной единицей измерения – пикселом. Нельзя получить элемент изображения меньший, чем один пиксел. Графический редактор, обрабатывая изображение большегоразмера, получит большую свободу действий и сможет выполнить обработку более качественно. Если речь идет об исходных изображениях в формате JPEG, можно рекомендовать использовать тот же подход. В самом деле, если изображение несколько размыто при сжатии, но имеет размер больший, чем нужно, уменьшение изображения может поправить ситуацию.

Формат TIFF

Формат TIFF (Tagged Image File Format —формат файлов изображений, снабженных тегами) является одним из наиболее широко распространенных форматов, используемых при подготовке графики. Этот формат является фактически стандартом для подготовки изображений в полиграфии. Файлы этого формата обычно имеют расширение .tif или .tiff.

TIFF является одним из наиболее сложных по своей внутренней структуре форматов. Файлы TIFF начинаются с заголовка файла изображения (IFH – Image File Header) длиной 8 байт. Заголовок файла содержит блок, называемый каталогом файла изображения (IFD – Image File Directory). Этот блок позволяет графическим программам определить внутреннюю структуру файла.

ПРИМЕЧАНИЕ. Файл формата TIFF обычно начинается с символов «II*». Это можно использовать для простого определения формата файла, имеющего нестандартноерасширение.

При помощи IFD из файла можно выделить теги – блоки данных, содержащие информацию о размерах изображения, его цветовой модели, размере палитры (числе используемых цветов), сжатии данных и т. д. Само изображение также содержится в отдельном теге. Всего определено несколько десятков таких блоков. Так как весь TIFF-файл состоит из тегов, этот формат легко поддается модернизации и расширению. В самом деле, для введения дополнительных возможностей достаточно определить новый тег. Однако в этом кроется источник возможных ошибок – если программа не сможет определить значение тега, введенного кем-либо из производителей аналогичного программного обеспечения, файл может быть открыт неправильно или вовсе не прочитан.

В файле формата TIFF изображение может храниться в цветовых моделях CMYK, RGB, Lab, в режиме индексированных цветов, а также в виде оттенков серого (grayscale). Это позволяет применять данный формат для хранения самых разных изображений, используемых как для подготовки веб-графики, так и в полиграфии. Подробнее о цветовых моделях будет рассказано немного позже. Кроме цветовой модели сохраняется и разрешение, с которым следует выводить изображение на печать. Задав высокое разрешение, можно получить качественные распечатки, если, конечно, принтер поддерживает печать с заданными параметрами.

ПРИМЕЧАНИЕ. В веб-дизайне чаще всего используется родная для компьютерных мониторов модель RGBили режим индексированных цветов (до 256 произвольных цветов или стандартная палитра). Разрешение, задаваемое в файле, чаще всего составляет 72 dpi. Большинство мониторов способно отображать графику с разрешением 72 или 96 dpi. Для высококачественной (в том числе и фото) печати подойдут изображения с разрешением 300 dpi и выше.

Кроме изображения в TIFF-файле могут сохраняться каналы прозрачности (альфа-каналы), позволяющие сохранять прозрачные области изображения или выделения объектов между сеансами работы. Если вы работаете в Photoshop, можно сохранить в формате TIFF файл, содержащий слои, но другие программы смогут прочесть такой файл только как единое изображение. Для указания на необходимость сохранения слоев установите флажок Layers (Слои) в окне выбора имени сохраняемого файла.

ПРИМЕЧАНИЕ. Adobe Photoshop может сохранять в формате TIFF дополнительные элементы изображения, например направляющие линии.

Еще одна особенность формата TIFF —возможность сохранения нескольких изображений, имеющих собственные наборы атрибутов и свойств (тегов), в одном файле. Это делает TIFF похожим на формат GIF, однако в нем отсутствует возможность создания анимированных изображений. Важное свойство формата TIFF – использование сжатия данных. Такое сжатие не является обязательным и может быть включено или выключено пользователем. В большинстве случаев применяется алгоритм сжатия LZW (метод Лемпела-Зива-Уолша, сжатие без потерь информации), но может применяться и сжатие с потерями (например, алгоритм JPEG). Сжатие данных позволяет существенно снизить размер файла. Это особенно заметно для изображений, содержащих большие однотонные пространства, например отсканированных текстов и схем.

Однако сжатие данных можно применять далеко не всегда. Многие программы не предназначены для работы с файлами формата TIFF, использующим и сжатие изображения. Если вы отправляете кому-либо файлы в формате TIFF, лучше воспользуйтесь программой-архиватором(например, WinRAR или WinZip). Это уменьшит вероятность того, что получатель не сможет открыть ваши файлы.

Рис. 4.2. Окно сохранения TIFF-файла в Adobe Photoshop CS 2. Можно задать порядок байтов (для IBM PC или для Macintosh), а также задействовать сжатие изображения.

В зоне Compression (Сжатие) можно выбрать один из четырех доступных алгоритмов. Для алгоритма JPEG можно также указать качество изображения. Установив флажок Save Transparency (Сохранить прозрачность), вы укажете программе на необходимость сохранения прозрачных областей изображения. В противном случае они будут залиты белым цветом.

Нововведение Adobe Photoshop CS 2 – возможность выбрать порядок записи информации о цвете пиксела. Переключатель Pixel Order (Порядок описания пикселов) позволяет выбрать режим записи. В данный момент этот параметр практически не используется.

Формат TIFF широко распространен не только на платформе IBM PC, но и на Apple Macintosh (собственно, Macintosh —родина TIFF). Многие графические редакторы (разумеется, и Adobe Photoshop) поддерживают сохранение и чтение файлов в режимах IBM PC и Apple. Эти режимы различаются порядком записи файлов. Выбрать тот или иной режим можно с помощью переключателя Byte Order (Режим записи байтов).

ПРИМЕЧАНИЕ. Процессоры, на основе которых строятся компьютеры Apple, читают байты двухбайтных чисел слева направо (вначале старший байт, а потом – младший). Процессоры Intel (и другие совместимые с ними) записывают и читают первым младший байт, а потом – старший.

Если изображение содержит слои, после задания описанных параметров на экран будет выведено предупреждение о том, что сохранение изображения с учетом слоев увеличит размер файла. Если вы не хотите, чтобы это предупреждение выводилось снова, установите флажок Don't show again (Больше не выводить).

ВНИМАНИЕ. Файлы в формате TIFF, сжатые при помощи алгоритмов JPEG и ZIP, не могут быть прочитаны большинством старых программ. Если вы не уверены в том, что получатель ваших файлов сможет с ними работать, избегайте использования этих методов.

Поскольку TIFF прижился и на IBM PC, и на Apple, его можно применять для передачи изображений с одной аппаратной платформы на другую без потери их свойств, атрибутов и, разумеется, содержания. Также этот формат можно использовать для передачи данных между различными приложениями, не понимающими форматы друг друга, но знающими TIFF. При такой передаче будут сохранены многие атрибуты изображения, теряющиеся, например, при передаче данных через буфер обмена Windows.

Для сохранения цветов изображения при передаче с одного компьютера надругой (из-за различий в составе аппаратного обеспечения и его настроек цвета могут отображаться по-разному) в состав файла может быть включен цветовой профиль ICC.

СОВЕТ. Если вы сохранили файл в формате TIFF в одной программе и не можете открыть его в другой, возможно, причина в несовместимости наборов тегов, используемых в этих приложениях. Попробуйте открыть такой файл в другой программе (например, в программе просмотра ACDSee) и сохранить его в TIFF или в другом формате.

Некоторые цифровые камеры могут сохранять файлы в формате TIFF. Этот формат служит для получения качественных изображений, не содержащих следов сжатия алгоритмом JPEG. Такие изображения занимают гораздо больше места, чем изображения, сохраненные в сжатом формате, поэтому применять TIFF в цифровой камере следует только в двух случаях – если вы точно знаете, что использование сжатого формата не позволит вам получить изображение желаемого качества, или же у вас под рукой находится компьютер или достаточное количество запасных карт памяти.

В заключение отметим, что формат TIFF может применяться для сохранения промежуточных результатов работы, не требующих внедрения специфической информации (векторных объектов, направляющих линий, слоев и других объектов). Распространенность этого формата позволяет легко переносить изображения между программами и аппаратными платформами. Использование цветокоррекции (профилей ICC) дает возможность сохранить цвета без изменения (насколько это возможно) при просмотре на разных мониторах и при выводе на печать.

Формат BMP

Формат BMP также может применяться для хранения данных без потери качества. Это собственный формат Windows, используется для целей системы. Например, именно в этом формате изображения включаются в состав исполняемых файлов приложений и выводятся на экран. По сути дела, любое приложение, использующее графический интерфейс Windows, содержит средства для открытия, редактирования и сохранения ВМР-файлов.

В формате BMP можно сохранять изображения с глубиной цвета (числом битов, описывающих один пиксел изображения) 1, 4, 8 и 24 бит, что соответствует максимальному числу используемых цветов 2, 16, 256 и 16 777 216. Файл может содержать палитру, определяющую цвета, отличные от принятых в системе.

В отличие от таких форматов, как TIFF или PSD, в формате BMP не предусматривается использование системы цветокоррекции. Это значит, что вы не сможете гарантировать, что получатель вашего файла увидит цвета изображения такими, какими вы их определили (предположим, у вашего коллеги монитор настроен на меньшую или большую, чем у вас, яркость).

ПРИМЕЧАНИЕ. Для того чтобы учесть яркость и другие настройки монитора в системе цветокоррекции, вам понадобится откалибровать монитор и программу коррекции цветов (в Adobe Photoshop для этого служит программа Adobe Gamma, которая автоматически загружается при старте системы). Процедура коррекции может быть выполнена при первом запуске Adobe Photoshop или путем вызова утилиты настройки из Панели управления (Control panel • Adobe Gamma (Панель управления • Adobe Gamma)).

Изображение в формате BMP можно сжать при помощи алгоритма RLE (такие файлы обычно имеют расширение .rle вместо .bmp). Однако файлы с таким сжатием распознаются и обрабатываются далеко не всеми графическими программами.

Adobe Photoshop позволяет включить сжатие только для файлов, сохраняемых с глубиной цвета четыре или восемь бит (16 или 256 цветов). На рис. 4.3 показано окно сохранения BMP-файла, выводимое на экран после выбора его имени. Для включения сжатия установите флажок Compress (RLE) (Сжатие (RLE)).

Рис. 4.З. Окно сохранения файла в формате BMP.

Если вы работаете с изображением в режиме RGB, BMP-файл может иметь глубину цвета 16, 24 или 32 бит. Режимы градаций серого и индексированных цветов позволят вам сохранять файлы с глубиной цвета 4 и 8 бит, а также использовать сжатие изображения. Черно-белые изображения (режим bitmap) сохраняются в формате BMP с глубиной цвета 1 бит. Сжатие для таких файлов не производится. В окне выбора режима сохранения файла в формате BMP (см. рис. 4.3) имеется кнопка Advanced Modes (Расширенные режимы). Щелкнув на ней, вы можете выбрать один из более экзотических режимов сохранения. Итак, формат BMP сохраняет изображения с достаточными качеством и глубиной цвета, но не позволяет использовать цветокоррекцию, хранить слои и другие элементы изображений. Поэтому он применяется редко, в основном как конечный формат при подготовке графики для Windows.

Формат TGA

После появления видеоадаптеров, поддерживающих режимы с числом цветов более 256, производители программного обеспечения получили возможность создавать приложения, работающие с большим числом цветов. Для сохранения многоцветных изображений понадобился новый формат. Первый такой формат был разработан компанией Truevision для применения с видеоадаптерами Truevision.

Формат Truevision Targa (TGA) подразумевает хранение для каждого из пикселов трех цветовых компонентов: красного, зеленого и синего. Изображение может храниться в нескольких режимах: 24 бит на пиксел (3 канала по 8 бит), 32 бит на канал (3 канала по 8 бит и альфа-канал —8 бит), режим градаций серого, а также режим индексированных цветов (без альфа-канала).

Кроме изображения в файле формата TGA может сохраняться ряд дополнительных сведений:

• уменьшенная копия изображения;

• дата и время создания файла;

• имя автора;

• авторские комментарии;

• время редактирования;

• коэффициент пропорциональности сторон изображения (полезен при работе в различных режимах монитора).

В структуре формата предусмотрена возможность простого расширения и введения новых блоков данных.

Изначально этот формат разрабатывался в расчете на применение в игровых программах и программах обработки изображений, что проявляется в оптимизации скорости обработки и небольшом объеме памяти, требующемся для открытия файла.

В настоящее время формат TGA используется в компьютерных играх и программах обработки видеоданных. Часто видеофильмы, полученные, например, с платы видеозахвата, сохраняются на жестком диске в виде последовательности кадров, представленных в формате BMP или TGA. Программы видеомонтажа или специальные утилиты склеивают эти файлы в файл видеоданных (например, в формате AVI). Вы можете использовать этот формат для сохранения изображений, предназначенных для последующего включения в видеофильмы. Разумеется, для этого вам потребуется программа видеомонтажа.

Формат RAW

Данный формат несколько отличается от форматов, рассмотренных нами ранее, – он предназначен для хранения полной информации об изображении, полученном цифровой камерой. В файл этого формата записывается информация с чувствительной матрицы камеры без каких-либо изменений. Кроме того, в файл вносятся данные об изменениях, внесенных в изображение при коррекции, с учетом баланса белого, насыщенности, яркости, контраста, экспозиции и других параметров. Эти параметры позволяют фотографу самостоятельно изменить вид изображения еще до начала изменения средствами графического редактора. Такой подход к коррекции изображения позволяет избежать потерь деталей, неизбежных при коррекции обычных изображений, сохраненных, например, в файлах JPEG или TIFF.

В формате RAW не применяется сжатие с потерями, сохраняемое в них изображение может быть воспроизведено без каких-либо искажений. При этом они занимают значительно меньше места, чем изображения того же размера, сохраненные в формате TIFF.

Как правило, формат RAW поддерживается программным обеспечением, поставляемым вместе с камерой. Стандартные средства импорта изображений (например, встроенные в операционную систему) могут не распознавать файлы формата RAW и не позволять загружать их на компьютер. В этом случае обратитесь к камере как к сменному диску и скопируйте файлы вручную.

ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые камеры при подключении к компьютеру распознаются как дополнительный сменный диск, с которым вы можете работать, как с гибким диском или Flash-накопителем. В некоторых случаях это единственный способ общения с камерой при помощи компьютера. Если камера не распознается как сменный диск, вы, скорее всего, сможете получить к ней доступ при помощи системной папки Панель управления • Сканеры и камеры. Подключите камеру к компьютеру, зайдите в эту папку и дважды щелкните на соответствующем значке (эта возможность имеется не во всех версиях Windows). Также можно использовать программное обеспечение, поставляемое в комплекте с цифровой фотокамерой.

Adobe Photoshop может открывать файлы формата RAW самостоятельно, без внешних программ, хотя для некоторых версий вам потребуется загрузить с сайта компании (www.adobe.com) специальный дополнительный модуль и установить его. Модули открытия файловRAW обновляются по мере выпуска новых моделей камер разных производителей. При открытии файла RAW в Adobe Photoshop CS 2 на экран выводится окно, показанное на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Окно открытия файла в формате RAW

В центральной части окна отображается изображение, хранящиеся в файле. В нижней части окна находятся списки и поля для выбора цветового профиля (Space (Цветовое пространство)), глубины цвета (Depth (Глубина цвета)), размера изображения (Size (Размер)) и разрешающей способности (Resolution (Разрешение)). В правой части окна вы найдете гистограмму, отображающую распределение яркости пикселов изображения (разными цветами выводится информация для красного, зеленого и синего каналов), а также несколько закладок с органами управления коррекцией изображения.

ПРИМЕЧАНИЕ. В заголовке окна выводится информация об основных параметрах съемки —эквивалентной чувствительности (ISO), выдержке, диафрагме и фокусном расстоянии объектива.

Закладки органов коррекции изображения имеют следующее назначение:

• Adjust (Настройка) —на этой закладке вы можете ввести коррекцию баланса белого, общей тональности изображения, общей экспозиции, насыщенности теней, яркости, контраста,насыщенности;

• Detail (Детализация) —здесь можно настроить коррекцию резкости и цифрового шума (как яркостного, так и цветового);

• Lens (Линзы) —органы управления этой закладки позволят устранять хроматические аберрации и виньетки (затемнения, возникающие по углам кадра из-за несовершенной конфигурации объектива);

• Curve (Кривые) —здесь можно настроить кривые цветопередачи, с помощью которых, например, повысить контраст изображения, сделать слишком темные тона более светлыми, придать изображению больше деталей, затемнив слишком светлые тона, и т. д.;

• Calibration (Калибровка) —на этой закладке вы сможете ввести поправки в цветовые оттенки изображения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Предварительная коррекция изображения в формате RAW позволит получить наиболее качественное изображение, так как любые методы коррекции, применяемые к изображению в дальнейшем, ухудшают его качество. Обработка данных RAW позволяет полностью или частично выполнить цветокоррекцию изображения и перейти прямо к художественной обработке фотографии.

Все эти операции в той или иной мере вы сможете выполнить с любым изображением, открыв его в Adobe Photoshop. С подробностями цветокоррекции и устранения других недостатков изображения мы познакомимся в последующих главах этой книги. Изучив эти методы, вы сможете эффективно использовать возможности обработки формата RAW.

СОВЕТ. Используйте формат RAW при съемке ответственных сюжетов, однако приготовьтесь к тому, что файлы этого формата занимают гораздо больше места, чем аналогичные изображения в формате JPEG.

При открытии файла для него устанавливаются значения корректирующих параметров, заданные камерой при записи файла. Установив, если это необходимо, новые значения параметров, щелкните на кнопке Open (Открыть) для открытия файла в Adobe Photoshop и перехода к его редактированию. Для отказа от открытия файла щелкните на кнопке Cancel (Отмена). Кнопка Save... (Сохранить...) позволяет сохранить изображение в новом файле указанного формата. Кнопка Done (Завершить) позволит применить изменения, внесенные в изображение, и вернуться в Photoshop, не открывая файл. При нажатой клавише Alt кнопка Cancel (Отмена) заменяется кнопкой Reset (Восстановить), позволяющей вернуть изображение и его параметры в состояние, соответствующее моменту открытия файла. Кнопка Open (Открыть) меняется на кнопку Open Copy (Открыть копию).

Итак, мы узнали, что формат RAW, применяемый в некоторых цифровых камерах для сохранения изображения без потери качества, является достойной альтернативой формату TIFF, также используемому для этих целей. Он позволяет сохранить полную информацию об изображении и корректировать такие параметры, как баланс белого, цветовой баланс, яркость, экспозиция и т. д. Однако следует учитывать, что данный формат является не самым распространенным, для его преобразования в другие форматы вам может понадобиться поставляемая вместе с камерой программа или дополнительный модуль для графического редактора. Использовать встроенную в Adobe Photoshop CS 2 возможность сохранения файлов в формате RAW не стоит, с точки зрения совместимости и удобства гораздо лучше задействовать формат PSD, TIFF или JPEG.

В этой главе вы ознакомились с основными типами файлов, которые могут встретиться и пригодиться вам при работе с фотографиями. Вы будете постоянно сталкиваться с необходимостью сохранять, переносить или копировать файлы, поэтому полезно знать, в каких файлах может находиться изображение и какой формат следует использовать в том или ином случае.