=> Главная База Знаний Qt Подклассы qdialog


Подклассы qdialog

Первым нашим примером будет диалоговое окно Find (найти) для поиска заданной пользователем последовательности символов, и оно будет полностью написано на С++. Мы реализуем это диалоговое окно в виде его собственного класса. Причем мы сделаем его независимым и самодостаточным компонентом, со своими сигналами и слотами.

Рис. 2.1. Диалоговое окно поиска.

Исходный код программы содержится в двух файлах: finddialog.h и finddialog.cpp. Сначала приведем файл finddialog.h:

01 #ifndef FINDDIALOG_H

02 #define FINDDIALOG_H

03 #include <QDialog.h>

04 class QCheckBox;

05 class QLabel;

06 class QLineEdit;

07 class QPushButton;

Строки 1 и 2 (а также строка 27) предотвращают многократное включение в программу этого заголовочного файла.

В строке 3 в программу включается определение QDialog — базового класса для диалоговых окон в Qt. Класс QDialog наследует свойства класса QWidget.

В строках с 4 по 7 даются предварительные объявления классов Qt, использующихся для реализации диалогового окна. Предварительное объявление (forward declaration) указывает компилятору С++ только на существование класса, не давая подробного определения этого класса (обычно определение класса содержится в его собственном заголовочном файле). Чуть позже мы поговорим об этом более подробно.

Затем мы определяем FindDialog как подкласс QDialog:

08 class FindDialog : public QDialog

09 {

10 Q_OBJECT

11 public:

12 FindDialog(QWidget *parent = 0);

Макрос Q_OBJECT необходимо задавать в начале определения любого класса, содержащего сигналы или слоты.

Конструктор FindDialog является типичным для классов виджетов в Qt. В параметре parent (родитель) указывается родительский виджет. По умолчанию задается нулевой указатель, указывающий на то, что у данного диалога нет родительского виджета.

13 signals:

14 void findNext(const QString &str, Qt::CaseSensitivity cs);

15 void findPrev(const QString &str, Qt::CaseSensitivity cs);

В секции signals объявляется два сигнала, которые генерируются диалоговым окном при нажатии пользователем кнопки Find (найти). Если установлен флажок поиска в обратном направлении (Search backward), генерируется сигнал findPrevious(); в противном случае генерируется сигнал findNext ().

Ключевое слово signals на самом деле является макросом. Препроцессор С++ преобразует его в стандартные инструкции языка С++ и затем передает их компилятору. Qt::CaseSensitivity является перечислением и может принимать значение Qt::CaseSensitive или Qt::CaseInsensitive.

16 private slots:

17 void findClicked();

18 void enableFindButton(const QString &text);

19 private:

20 QLabel *label;

21 QLineEdit *lineEdit;

22 QCheckBox *caseCheckBox;

23 QCheckBox *backwardCheckBox;

24 QPushButton *findButton;

25 QPushButton *closeButton;

26 };

27 #endif

В закрытой (private) секции класса мы объявляем два слота. Для реализации слотов нам потребуется большинство дочерних виджетов диалогового окна, поэтому мы резервируем для них соответствующие переменные—указатели. Ключевое слово slots, так же как и signals, является макросом, который преобразуется в последовательность инструкций, понятных компилятору С++.

Для закрытых переменных мы использовали предварительные объявления их классов. Это допустимо, потому что все они являются указателями, и мы не используем их в заголовочном файле — поэтому компилятору не требуется иметь полные определения классов. Мы могли бы воспользоваться соответствующими заголовочными файлами (<QCheckbox>, <QLabel> и так далее), но при использовании предварительных объявлений компилятор работает немного быстрее.

Теперь рассмотрим файл finddialog.cpp, в котором находится реализация класса FindDialog.

01 #include <QtGui>

02 #include "finddialog.h"

Во-первых, мы включаем <QtGui> — заголовочный файл, который содержит определения классов графического интерфейса Qt. Qt состоит из нескольких модулей, каждый из которых находится в своей собственной библиотеке. Наиболее важными модулями являются QtCore, QtGui, QtNetwork, QtOpenGL, QtSql, QtSvg и QtXml. Заголовочный файл <QtGui> содержит определение всех классов, входящих в модули QtCore и QtGui. Включив этот заголовочный файл, мы можем не беспокоиться о включении каждого отдельного класса.

В filedialog.h вместо включения <QDialog> и использования предварительных объявлений для классов QCheckBox, QLabel, QLineEdit и QPushButton мы могли бы просто включить <QtGui>. Однако включение такого большого заголовочного файла, взятого из другого заголовочного файла, обычно свидетельствует о плохом стиле кодирования, особенно при разработке больших приложений.

03 FindDialog::FindDialog(QWidget *parent)

04 : QDialog(parent)

05 {

06 label = new QLabel(tr("Find &what:"));

07 lineEdit = new QLineEdit;

08 label->setBuddy(lineEdit);

09 caseCheckBox = new QCheckBox(tr("Match &case"));

10 backwardCheckBox = new QCheckBox(tr("Search backward"));

11 findButton = new QPushButton(tr("&Find"));

12 findButton->setDefault(true);

13 findButton->setEnabled(false);

14 closeButton = new QPushButton(tr("Close"));

В строке 4 конструктору базового класса передается указатель на родительский виджет (параметр parent). Затем мы создаем дочерние виджеты. Функция tr() переводит строковые литералы на другие языки. Она объявляется в классе QObject и в каждом подклассе, содержащем макрос Q_OBJECT. Любое строковое значение, которое пользователь будет видеть на экране, полезно преобразовывать функцией tr(), даже если вы не планируете в настоящий момент переводить ваше приложение на какой-нибудь другой язык. Перевод приложений Qt на другие языки рассматривается в главе 17.

Мы используем знак амперсанда ('&') для задания клавиш быстрого доступа. Например, в строке 11 создается кнопка Find, которая может быть активирована нажатием пользователем сочетания клавиш Alt+F на платформах, поддерживающих клавиши быстрого доступа. Амперсанды могут также применяться для управления фокусом: в строке 6 мы создаем текстовую метку с клавишей быстрого доступа (Alt+W), а в строке 8 мы устанавливаем строку редактирования в качестве «партнера» этой текстовой метки. Партнером (buddy) называется виджет, на который передается фокус при нажатии клавиши быстрого доступа текстовой метки. Поэтому при нажатии пользователем сочетания клавиш Alt+W (клавиша быстрого доступа текстовой метки) фокус переходит на строку редактирования (которая является партнером текстовой метки).

В строке 12 мы делаем кнопку Find используемой по умолчанию, вызывая функцию setDefault(true)[3]. Кнопка, для которой задан режим использования по умолчанию, будет срабатывать при нажатии пользователем клавиши Enter (ввод). В строке 13 мы устанавливаем кнопку Find в неактивный режим. В неактивном режиме виджет обычно имеет серый цвет и не реагирует на действия пользователя.

15 connect(lineEdit, SIGNAL(textChanged(const QString &)),

16 this, SLOT(enableFindButton(const QString &)));

17 connect(findButton, SIGNAL(clicked()),

18 this, SLOT(findClicked()));

19 connect(closeButton, SIGNAL(clicked()),

20 this, SLOT(close()));

Закрытый слот enableFindButton(const QString &) вызывается при всяком изменении значения в строке редактирования. Закрытый слот findClicked() вызывается при нажатии пользователем кнопки Find. Само диалоговое окно закрывается при нажатии пользователем кнопки Close (закрыть). Слот close() наследуется от класса QWidget, и по умолчанию он делает виджет невидимым (но не удаляет его). Программный код слотов enableFindButton() и findClicked() мы рассмотрим позднее.

Поскольку QObject является одним из прародителей FindDialog, мы можем не указывать префикс QObject:: перед вызовами connect().

21 QHBoxLayout *topLeftLayout = new QHBoxLayout;

22 topLeftLayout->addWidget(label);

23 topLeftLayout->addWidget(lineEdit);

24 QVBoxLayout *leftLayout = new QVBoxLayout;

25 leftLayout->addLayout(topLeftLayout);

26 leftLayout->addWidget(caseCheckBox);

27 leftLayout->addWidget(backwardCheckBox);

28 QVBoxLayout *rightLayout = new QVBoxLayout;

29 rightLayout->addWidget(findButton);

30 rightLayout->addWidget(closeButton);

31 rightLayout->addStretch();

32 QHBoxLayout *mainLayout = new QHBoxLayout;

33 mainLayout->addLayout(leftLayout);

34 mainLayout->addLayout(rightLayout);

35 setLayout(mainLayout);

Затем для размещения виджетов в окне мы используем менеджеры компоновки (layout managers). Менеджеры компоновки могут содержать как виджеты, так и другие менеджеры компоновки. Используя различные вложенные комбинации менеджеров компоновки QHBoxLayout, QVBoxLayout и QGridLayout, можно построить очень сложные диалоговые окна.

Рис. 2.2. Менеджеры компоновки диалогового окна поиска данных.

Для диалогового окна поиска мы используем два менеджера горизонтальной компоновки QHBoxLayout и два менеджера вертикальной компоновки QVBoxLayout (см. рис. 2.2). Внешний менеджер компоновки является главным; он устанавливается в FindDialog в строке 35 и ответственен за всю область, занимаемую диалоговым окном. Остальные три менеджера компоновки являются внутренними. Показанная в нижнем правом углу на рис. 2.2 маленькая «пружинка» является пустым промежутком («распоркой»). Она применяется для образования ниже кнопок Find и Close пустого пространства, обеспечивающего перемещение кнопок в верхнюю часть своего менеджера компоновки.

Одна из особенностей классов менеджеров компоновки заключается в том, что они не являются виджетами. Взамен этого они наследуют свойства класса QLayout, который, в свою очередь, является наследником класса QObject. На данном рисунке виджеты выделены сплошными линиями, а менеджеры компоновки очерчены пунктирными линиями, чтобы подчеркнуть их различие. При работе приложения менеджеры компоновки невидимы.

При добавлении внутренних менеджеров компоновки к родительскому менеджеру компоновки (строки 25, 33 и 34) для них автоматически устанавливается родительская связь. Затем, когда главный менеджер компоновки устанавливается для диалога (строка 35), он становится дочерним элементом диалога и все виджеты в менеджерах компоновки становятся дочерними элементами диалога. Иерархия полученных родословных связей представлена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Родословная объектов диалогового окна поиска данных.

36 setWindowTitle(tr("Find"));

37 setFixedHeight(sizeHint().height());

38 }

Наконец, мы задаем название диалогового окна и устанавливаем фиксированной его высоту, поскольку в диалоговом окне нет виджетов, которым может понадобиться дополнительное пространство по вертикали. Функция QWidget::sizeHint() возвращает «идеальный» размер виджета.

На этом завершается рассмотрение конструктора FindDialog. Поскольку нами использован оператор new при создании виджетов и менеджеров компоновки, нам, по-видимому, придется написать деструктор, где будут предусмотрены операторы delete для удаления каждого созданного нами виджета и менеджера компоновки. Но поступать так не обязательно, поскольку Qt автоматически удаляет дочерние объекты при разрушении родительского объекта, а все дочерние виджеты и менеджеры компоновки являются потомками FindDialog.

Теперь мы рассмотрим слоты диалогового окна:

39 void FindDialog::findClicked()

40 {

41 QString text = lineEdit->text();

42 Qt::CaseSensitivity cs =

43 caseCheckBox->isChecked() ? Qt::CaseSensitive

44 : Qt::CaseInsensitive;

45 if (backwardCheckBox->isChecked()) {

46 emit findPrevious(text, cs);

47 } else {

48 emit findNext(text, cs);

49 }

50 }


51 void FindDialog::enableFindButton(const QString &text)

52 {

53 findButton->setEnabled(!text.isEmpty());

54 }

Слот findClicked() вызывается при нажатии пользователем кнопки Find. Он генерирует сигнал findPrevious() или findNext() в зависимости от состояния флажка Search backward (поиск в обратном направлении). Ключевое слово emit (генерировать сигнал) имеет особый смысл в Qt; как и другие расширения Qt, оно преобразуется препроцессором С++ в стандартные инструкции С++.

Слот enableFindButton() вызывается при любом изменении значения в строке редактирования. Он устанавливает активный режим кнопки, если в редактируемой строке имеется какой-нибудь текст; в противном случае кнопка устанавливается в неактивный режим.

Эти два слота завершают написание программы диалогового окна. Теперь мы можем создать файл main.cpp и протестировать наш виджет FindDialog:

01 #include <QApplication>

02 #include "finddialog.h"

03 int main(int argc, char *argv[])

04 {

05 QApplication app(argc, argv);

06 FindDialog *dialog = new FindDialog;

07 dialog->show();

08 return app.exec();

09 }

Для компиляции этой программы выполните обычную команду qmake. Поскольку определение класса FindDialog содержит макрос Q_OBJECT, сформированный командой qmake, файл makefile будет содержать специальные правила для запуска moc — мета—объектного компилятора Qt. (Мета—объектная система Qt рассматривается в следующем разделе.)

Для правильной работы moc мы должны включить определение класса в заголовочный файл, то есть отделить его от файла реализации класса. Сформированный moc программный код содержит этот заголовочный файл и собственно сгенерированные инструкции С++.

Классы с макросом Q_OBJECT сначала должны пройти через компилятор moc. Здесь не будет проблем, поскольку qmake автоматически добавляет в файл makefile необходимые команды. Однако если вы забудете сгенерировать файл makefile командой qmake, программа не пройдет через компилятор moc и компоновщик программы пожалуется на то, что некоторые объявленные функции не реализованы. Эти сообщения могут выглядеть достаточно странно. GCC выдает сообщения следующего вида:

finddialog.o(.text+0x28): undefined reference to

'FindDialog::QPaintDevice virtual table'

(не определена ссылка на «виртуальную таблицу

FindDialog::QPaintDevice»)

finddialog.o: In function 'FindDialog::tr(char const*. char const*)':

/usr/lib/qt/src/corelib/global/qglobal.h:1430: undefined reference to

'FindDialog::staticMetaObject'

(В функции 'FindDialog::tr(…)' не определена ссылка на

'FindDialog::staticMetaObject')

Сообщения в Visual С++ выглядят следующим образом:

finddialog.obj : error LNK2001: unresolved external symbol

"public:~virtual int __thiscall MyClass::qt_metacall(enum QMetaObject::Call,int,void * *)"

(ошибка LNK2001: неразрешенная внешняя ссылка)

При появлении подобных сообщений снова выполните команду qmake для обновления файла makefile, затем заново постройте приложение.

Теперь выполните программу. Если клавиши быстрого доступа доступны на вашей платформе, убедитесь в правильной работе клавиш Alt+W, Alt+C, Alt+B и Alt+F. Для перехода с одного виджета на другой используйте клавишу табуляции Tab. По умолчанию последовательность таких переходов соответствует порядку создания виджетов. Эту последовательность можно изменить с помощью функции QWidget::setTabOrder().

Обеспечение осмысленного порядка переходов с одного виджета на другой с помощью клавиши табуляции и применение клавиш быстрого доступа позволяют использовать все возможности приложений тем пользователям, которые не хотят (или не могут) пользоваться мышкой. Тот, кто быстро работает с клавиатурой, также предпочитает иметь возможность полного управления приложением посредством клавиатуры.

В главе 3 диалоговое окно поиска будет использовано нами в реальном приложении и мы подключим сигналы findPrevious() и findNext() к некоторым слотам.