=> Главная База Знаний Qt Реализация пользовательских моделей


Реализация пользовательских моделей

Заранее определенные в Qt модели предлагают удобные средства обработки и просмотра данных. Однако некоторые источники данных не могут эффективно использоваться для этих моделей, и в этих случаях необходимо создавать пользовательские модели, оптимизированные на применение таких источников данных.

Прежде чем перейти к созданию пользовательских моделей, давайте рассмотрим ключевые концепции архитектуры Qt модель/представление. В модели каждый элемент имеет индекс модели и набор атрибутов, называемых ролями, которые могут принимать произвольные значения. Ранее в данной главе мы видели, что наиболее распространенными ролями являются Qt::DisplayRole и Qt::EditRole. Другие роли используются для вспомогательных данных (например, Qt::ToolTipRole, Qt::StatusTipRole и Qt::WhatsThisRole) или для управления основными атрибутами отображения (например, Qt::FontRole, Qt::TextAlignmentRole, Qt::TextColorRole и Qt::BackgroundColorRole).

Рис. 10.9. Схематическое представление моделей Qt.

В модели списка можно пользоваться только одним индексным компонентом — номером строки, получить доступ к которому можно с помощью функции QModelIndex::row(). В модели таблицы используется два индексных компонента — номер строки и номер столбца, получить доступ к которым можно с помощью функции QModelIndex::row() и QModelIndex::column(). В моделях списка и таблицы родительский элемент всех остальных элементов является корневым элементом, который представдяется недействительным индексом модели QModelIndex. Представленные в данном разделе первые два примера показывают, как можно реализовать пользовательские модели таблиц.

Модель дерева подобна модели таблицы при следующих отличиях. Как и в модели таблицы, родительский элемент элементов верхнего уровня является корневым (имеет недействительный QModelIndex), однако родительский элемент любого другого элемента занимает другое место в иерархии элементов. Доступ к родительским элементам можно получить при помощи функции QModelIndex::parent(). Каждый элемент имеет свои ролевые данные и может иметь или не иметь дочерние элементы, каждый из которых является таким же элементом. Поскольку любой элемент может иметь дочерние элементы, такую структуру данных можно определить рекурсивно (в виде дерева), что будет продемонстрировано в последнем примере данного раздела.

В первом примере этого раздела представлена модель таблицы, используемой только для чтения; она показывает курсы различных валют относительно друг друга.

Рис. 10.10. Приложение Курсы валют (Currencies).

Это приложение можно было бы реализовать при помощи простой таблицы, но мы хотим использовать пользовательскую модель, чтобы можно было воспользоваться определенными свойствами данных для обеспечения минимального расхода памяти. Если бы мы хранили в таблице 162 валюты, действующие в настоящее время, нам бы потребовалось хранить 162 × 162 = 26 244 значения; в представленной ниже пользовательской модели необходимо хранить только 162 значения (значение каждой валюты относительно доллара США).

Класс CurrencyModel будет использоваться совместно со стандартным табличным представлением QTableView. Модель CurrencyModel пополняется элементами QMap<QString, double>; ключ каждого элемента представляет собой код валюты, а значение — курс валюты в долларах США. Ниже приводится фрагмент программного кода, показывающий, как пополняется ассоциативный массив QMap и как используется модель:

QMap<QString, double> currencyMap;

currencyMap.insert("AUD", 1.3259);

currencyMap.insert("CHF", 1.2970);

currencyMap.insert("SGD", 1.6901);

currencyMap.insert("USD", 1.0000);

CurrencyModel currencyModel;

currencyModel.setCurrencyMap(currencyMap);

QTableView tableView;

tableView.setModel(&currencyModel);

tableView.setAlternatingRowColors(true);

Теперь мы можем перейти к реализации модели, начиная с ее заголовка:

01 class CurrencyModel : public QAbstractTableModel

02 {

03 public:

04 CurrencyModel(QObject *parent = 0);

05 void setCurrencyMap(const QMap<QString, double> &map);

06 int rowCount(const QModelIndex &parent) const;

07 int columnCount(const QModelIndex &parent) const;

08 QVariant data(const QModelIndex &index, int role) const;

09 QVariant headerData(int section, Qt::Orientation orientation,

10 int role) const;

11 private:

12 QString currencyAt(int offset) const;

13 QMap<QString, double> currencyMap;

14 };

Для нашей модели мы использовали подкласс QAbstractTableModel, поскольку он лучше всего подходит к нашему источнику данных. Qt содержит несколько базовых классов моделей, включая QAbstractListModel, QAbstractTableModel и QAbstractItemModel. Класс QAbstractItemModel используется для поддержки разнообразных моделей, в том числе тех, которые построены на рекурсивных структурах данных, а классы QAbstractListModel и QAbstractTableModel удобно применять для одномерных и двумерных наборов данных.

Рис. 10.11. Дерево наследования для абстрактных классов моделей.

Для модели таблицы, используемой только для чтения, мы должны переопределить три функции: rowCount(), columnCount() и data(). В данном случае мы также переопределили функцию headerData() и обеспечили функцию инициализации данных (setCurrencyMap()).

01 CurrencyModel::CurrencyModel(QObject*parent)

02 : QAbstractTableModel(parent)

03 {

04 }

В конструкторе нам ничего не надо делать, кроме передачи базовому классу parent в качестве параметра.

01 int CurrencyModel::rowCount(const QModelIndex &

02 /* родительский элемент */) const

03 {

04 return currencyMap.count();

05 }


06 int CurrencyModel::columnCount(const QModelIndex &

07 /* родительский элемент */) const

08 {

09 return currencyMap.count();

10 }

В этой табличной модели счетчики строк и столбцов представляют собой номера валют в ассоциативном массиве валют. Параметр parent не имеет смысла в модели таблицы; он здесь указан, потому что rowCount() и columnCount() наследуются от более обобщенного базового класса QAbstractItemModel, поддерживающего иерархические структуры.

01 QVariant CurrencyModel::data(const QModelIndex &index, int role) const

02 {

03 if (!index.IsValid())

04 return QVariant();

05 if (role == Qt::TextAlignmentRole) {

06 return int(Qt::AlignRight | Qt::AlignVCenter);

07 } else if (role == Qt::DisplayRole) {

08 QString rowCurrency = currencyAt(index.row());

09 QString columnCurrency = currencyAt(index.column());

10 if (currencyMap.value(rowCurrency) == 0.0)

11 return "####";

12 double amount = currencyMap.value(columnCurrency)

13 / currencyMap.value(rowCurrency);

14 return QString("%1").arg(amount, 0, 'f', 4);

15 }

16 return QVariant();

17 }

Функция data() возвращает значение любой одной роли элемента. Элемент определяется индексом QModelIndex. В модели таблицы представляют интерес такие компоненты QModelIndex, как номер строки и номер столбца, получить доступ к которым можно с помощью функций row() и column().

Если используется роль Qt::TextAlignmentRole, мы возвращаем значение, подходящее для выравнивания чисел. Если используется роль Qt::DisplayRole, мы находим значение каждой валюты и вычисляем курс обмена.

Мы могли бы возвращать рассчитанное значение типа double, но тогда нам пришлось бы контролировать количество позиций после десятичной точки при отображении числа (если мы не используем пользовательский делегат). Вместо этого мы возвращаем значение в виде строки, отформатированной нужным нам образом.

01 QVariant CurrencyModel::headerData(int section,

02 Qt::Orientation /* ориентация */, int role) const

03 {

04 if (role != Qt::DisplayRole)

05 return QVariant();

06 return currencyAt(section);

07 }

Функция headerData() вызывается представлением для пополнения своих горизонтальных и вертикальных заголовков. Параметр section содержит номер строки или столбца (в зависимости от ориентации). Поскольку строки и столбцы содержат одинаковые коды валют, нам не надо заботиться об ориентации, а просто вернуть код валюты для заданного значения section.

01 void CurrencyModel::setCurrencyMap(const QMap<QString, double> &map)

02 {

03 currencyMap = map;

04 reset();

05 }

Вызывающая программа может изменить набор валют, используя функцию setCurrencyMap(). Вызов QAbstractItemModel::reset() указывает любому представлению, что все данные в используемой модели недействительны; это вынуждает их запросить свежие данные для тех элементов, которые видны на экране.

01 QString CurrencyModel::currencyAt(int offset) const

02 {

03 return (currencyMap.begin() + offset).key();

04 }

Функция currencyAt() возвращает ключ (код валюты), который находится по указанному смещению в ассоциативном массиве валют. Мы используем итератор в стиле STL для поиска элемента и вызываем для него функцию key().

Как мы только что могли убедиться, нетрудно создавать модели, используемые только для чтения, и при определенном характере исходных данных в хорошо спроектированной модели в принципе можно сэкономить память и увеличить быстродействие. В следующем примере приложения Города (Cities) также используется табличная модель, но на этот раз все данные вводятся пользователем.

Это приложение используется для хранения расстояний между любыми двумя городами. Как и в предыдущем примере, мы могли бы просто использовать табличный виджет QTableWidget и хранить один элемент для каждой пары городов. Однако пользовательская модель могла бы быть более эффективной, потому что расстояние от любого города А до любого другого города В не зависит от того, будем ли мы путешествовать от А до В или от В до А, поэтому элементы с одной стороны от главной диагонали получаются путем зеркального отражения другой.

Для сравнения пользовательской модели с простой таблицей предположим, что у нас имеется три города: А, В и С. Для обеспечения всех сочетаний нам пришлось бы хранить девять значений. В аккуратно спроектированной модели потребовалось бы только три элемента: (А, В), (A, С) и (В, С).

Рис. 10.12. Приложение Города.

Ниже показано, как мы настраиваем и используем модель:

QStringList cities;

cities << "Arvika" << "Boden" << "Eskilstuna" << "Falun"

<< "Filipstad" << "Halmstad" << "Helsingborg" << "Karlstad"

<< "Kiruna" << "Kramfors" << "Motala" << "Sandviken"

<< "Skara" << "Stockholm" << "Sundsvall" << "Trelleborg";

CityModel CityModel;

cityModel.setCities(cities);

QTableView tableView;

tableView.setModel(&cityModel);

tableView.setAlternatingRowColors(true);

Мы должны переопределить те же самые функции, которые мы переопределяли в предыдущем примере. Кроме того, для обеспечения возможности редактирования модели мы должны переопределить setData() и flags(). Ниже приводится определение класса:

01 class CityModel : public QAbstractTableModel

02 {

03 Q_OBJECT

04 public:

05 CityModel(QObject *parent = 0);

06 void setCities(const QStringList &cityNames);

07 int rowCount(const QModelIndex &parent) const;

08 int columnCount(const QModelIndex &parent) const;

09 QVariant data(const QModelIndex &index, int role) const;

10 bool setData(const QModelIndex &index, const QVariant &value,

11 int role);

12 QVariant headerData(int section, Qt::Orientation orientation,

13 int role) const;

14 Qt::ItemFlags flags(const QModelIndex &index) const;

15 private:

16 int offsetOf(int row, int column) const;

17 QStringList cities;

18 QVector<int> distanсes;

19 };

В этой модели мы используем две структуры данных: cities типа QStringList для хранения названий городов, и distances типа QVector<int> для хранения расстояний между городами каждой уникальной пары.

01 CityModel::CityModel(QObject *parent)

02 : QAbstractTableModel(parent)

03 {

04 }

Конструктор передает параметр parent базовому классу и больше ничего не делает.

01 int CityModel::rowCount(const QModelIndex &

02 /* родительский элемент */) const

03 {

04 return cities.count();

05 }

06 int CityModel::columnCount(const QModelIndex &

07 /* родительский элемент */) const

08 {

09 return cities.count();

10 }

Поскольку мы имеем квадратную матрицу городов, количество строк и столбцов равно количеству городов в нашем списке.

01 QVariant CityModel::data(const QModelIndex &index, int role) const

02 {

03 if (!index.isValid())

04 return QVariant();

05 if (role == Qt::TextAlignmentRole) {

06 return int(Qt::AlignRight | Qt::AlignVCenter);

07 } else if (role == Qt::DisplayRole) {

08 if (index.row() == index.column())

09 return 0;

10 int offset = offsetOf(index.row(), index.column());

11 return distances[offset];

12 }

13 return QVariant();

14 }

Функция data() аналогична той же функции в нашей модели CurrencyModel. Она возвращает 0, если строка и столбец имеют одинаковый номер, потому что в этом случае два города одинаковы; в противном случае она находит в векторе distances элемент для заданной строки и заданного столбца, возвращая расстояние для этой конкретной пары городов.

01 QVariant CityModel::headerData(int section,

02 Qt::Orientation /* ориентация */,

03 int role) const

04 {

05 if (role == Qt::DisplayRole)

06 return cities[section];

07 return QVariant();

08 }

Функция headerData() имеет простой вид, потому что наша таблица является квадратной матрицей, в которой строки и столбцы имеют идентичные заголовки. Мы просто возвращаем название города, расположенное с заданным смещением в списке строк cities.

01 bool CityModel::setData(const QModelIndex &index,

02 const QVariant &value, int role)

03 {

04 if (index.isValid() && index.row() != index.column()

05 && role == Qt::EditRole) {

06 int offset = offsetOf(index.row(), index.column());

07 distances[offset] = value.toInt();

08 QModelIndex transposedIndex = createIndex(

09 index.column(), index.row());

10 emit dataChanged(index, index);

11 emit dataChanged(transposedIndex, transposedIndex);

12 return true;

13 }

14 return false;

15 }

Функция setData() вызывается при редактировании элемента пользователем. Если индекс модели действителен, два города различны и модифицируемый элемент данных имеет ролевой атрибут Qt::EditRole, эта функция сохраняет введенное пользователем значение в векторе distances.

Функция createIndex() используется для формирования индекса модели. Она нужна для получения индекса модели элемента, который расположен по другую сторону от главной диагонали и который соответствует элементу с установленным значением, поскольку оба элемента должны показывать одинаковые данные. Функция createIndex() принимает сначала строку и затем столбец; здесь мы передаем параметры в обратном порядке, чтобы получить индекс модели элемента, расположенного по другую строну диагонали напротив элемента, определенного индексом index.

Мы генерируем сигнал dataChanged() с указанием индекса модели элемента, который изменился. Эта функция принимает два индекса модели, поскольку возможна ситуация, когда изменения относятся к некоторой прямоугольной области, охватывающей несколько строк и столбцов, поэтому передаются индекс верхнего левого угла и индекс нижнего правого угла этой области. Генерируем также сигнал dataChanged() для индекса противоположного элемента, чтобы представление обновило его отображение на экране. Наконец, мы возвращаем true или false, указывая на успешность или неуспешность редактирования.

01 Qt::ItemFiags CityModel::flags(const QModelIndex &index) const

02 {

03 Qt::ItemFlags flags = QAbstractItemModel::flags(index);

04 if (index.row() != index.column())

05 flags |= Qt::ItemIsEditable;

06 return flags;

07 }

Функция flags() используется моделью для того, чтобы можно было сообщить о допустимых действиях с элементом (например, допускает ли он редактирование). По умолчанию эта функция для модели QAbstractTableModel возвращает Qt::ItemIsSelectable | Qt::ItemIsEnabled. Мы добавляем флажок Qt::ItemIsEditable для всех элементов, кроме расположенных по диагонали (которые всегда равны 0).

01 void CityModel::setCities(const QStringList &cityNames)

02 {

03 cities = cityNames;

04 distances.resize(cities.count() * (cities.count() - 1) / 2);

05 distances.fill(0);

06 reset();

07 }

Если задан новый список городов, мы устанавливаем закрытую переменную типа QStringList на новый список, изменяем размеры и очищаем вектор расстояний, а затем вызываем функцию QAbstractItemModel::reset(), чтобы уведомить все представления о необходимости обновления всех видимых элементов.

01 int CityModel::offsetOf(int row, int column) const

02 {

03 if (row < column)

04 qSwap(row, column);

05 return (row * (row - 1) / 2) + column;

06 }

Закрытая функция offsetOf() вычисляет индекс заданной пары городов для вектора расстояний distances. Например, предположим, что мы имеем города А, В, С и D, и пользователь обновляет элемент со строкой 3 и столбцом 1, т. е. (B, D). Тогда индекс вектора расстояний будет равен 3 × (3 — 1) / 2 + 1 = 4. Если бы пользователь вместо этого изменил элемент со строкой 1 и столбцом 3, т.е. (D, В), благодаря применению функции qSwap(), выполнялись бы точно такие же вычисления и возвращалось бы то же самое значение.

Рис. 10.13. Структуры данных cities и distances и табличная модель.

Последний пример в данном разделе представляет собой модель, которая показывает дерево грамматического разбора заданного регулярного выражения. Регулярное выражение состоит из одного или нескольких термов, разделяемых символами '|'. Так, регулярное выражение «alpha|bravo|charlie» содержит три терма. Каждый терм представляет собой последовательность из одного или нескольких факторов: например, терм «bravo» состоит из пяти факторов (каждая буква является фактором). Факторы могут состоять из атома и необязательного квантификатора (quantifier), например '*', '+' и '?'. Поскольку регулярные выражения могут иметь подвыражения, заключенные в скобки, они могут быть представлены рекурсивными деревьями грамматического разбора.

Регулярное выражение, показанное на рис. 10.14, «ab|(cd)?e» означает, что за 'a' следует 'b' или допускается два варианта: за 'c' идет 'd' и затем 'e' или просто имеется 'e'. Поэтому подойдут строки «ab» и «cde», но не подойдут строки «bc» или «cd».

Рис. 10.14. Приложение Парсер регулярных выражений.

Приложение Парсер регулярных выражений (Regexp Parser) состоит из четырех классов:

RegExpWindow — окно, которое позволяет пользователю вводить регулярное выражение и показывает соответствующее дерево грамматического разбора;

RegExpParser формирует дерево грамматического разбора для заданного регулярного выражения;

RegExpModel — модель дерева, используемая деревом грамматического разбора;

Node (вершина) представляет один элемент в дереве грамматического разбора.

Давайте начнем с класса Node:

01 class Node {

02 public:

03 enum Type { RegExp, Expression, Term, Factor, Atom, Terminal };

04 Node(Type type, const QString &str = "");

05 ~Node();

06 Type type;

07 QString str;

08 Node *parent;

09 QList<Node *> children;

10 };

Каждая вершина имеет тип, строку (которая может быть пустой), ссылку на родительский элемент (которая может быть нулевой) и список дочерних вершин (который может быть пустым).

01 Node::Node(Type type, const QString &str)

02 {

03 this->type = type;

04 this->str = str;

05 parent = 0;

06 }

Конструктор просто инициализирует тип и строку вершины. Поскольку все данные открыты, в программном коде, использующим Node, можно непосредственно манипулировать типом, строкой, родительским элементом и дочерними элементами.

01 Node::~Node()

02 {

03 qDeleteAll(children);

04 }

Функция qDeleteAll() проходит no всем указателям контейнера и вызывает оператор delete для каждого из них. Она не устанавливает указатели в 0, поэтому, если она используется вне деструктора, обычно за ней следует вызов функции clear() для контейнера, содержащего указатели.

Теперь, когда мы определили элементы наших данных (представленные вершиной Node), мы готовы создать модель:

01 class RegExpModel : public QAbstractItemModel

02 {

03 public:

04 RegExpModel(QObject *parent = 0);

05 ~RegExpModel();

06 void setRootNode(Node *node);

07 QModelIndex index(int row, int column,

08 const QModelIndex &parent) const;

09 QModelIndex parent(const QModelIndex &child) const;

10 int rowCount(const QModelIndex &parent) const;

11 int columnCount(const QModelIndex &parent) const;

12 QVariant data(const QModelIndex &index, int role) const;

13 QVariant headerData(int section,

14 Qt::Orientation Orientation, int role) const;

15 private:

16 Node *nodeFromIndex(const QModelIndex &index) const;

17 Node *rootNode;

18 };

На этот раз мы построили подкласс на основе класса QAbstractItemModel, а не на основе его удобного подкласса QAbstractTableModel, потому что мы хотим создать иерархическую модель. Нам необходимо переопределить те же самые функции и, кроме того, требуется реализовать функции index() и parent(). Для установки данных модели предусмотрена функция setRootNode(), при вызове которой должна задаваться корневая вершина дерева грамматического разбора.

01 RegExpModel::RegExpModel(QObject *parent)

02 : QAbstractItemModel(parent)

03 {

04 rootNode = 0;

05 }

В конструкторе модели нам надо просто задать корневой вершине безопасное нулевое значение и передать указатель parent базовому классу.

01 RegExpModel::~RegExpModel()

02 {

03 delete rootNode;

04 }

В деструкторе мы удаляем корневую вершину. Если корневая вершина имеет дочерние вершины, то каждая из них удаляется и эта процедура повторяется рекурсивно деструктором Node.

01 void RegExpModel::setRootNode(Node *node)

02 {

03 delete rootNode;

04 rootNode = node;

05 reset();

06 }

При установке новой корневой вершины мы начинаем с удаления предыдущей корневой вершины (и всех ее дочерних вершин). Затем мы устанавливаем новое значение для корневой вершины и вызываем функцию reset() для уведомления всех представлений о необходимости обновления отображаемых данных всеми видимыми элементами.

01 QModelIndex RegExpModel::index(int row, int column,

02 const QModelIndex &parent) const

03 {

04 if (!rootNode)

05 return QModelIndex();

06 Node *parentNode = nodeFromIndex(parent);

07 return createIndex(row, column, parentNode->children[row]);

08 }

Функция index() класса QAbstractItemModel переопределяется. Она всегда вызывается, когда в модели или в представлении требуется создать индекс QModelIndex для конкретного дочернего элемента (или для элемента самого верхнего уровня, если parent имеет недействительное значение QModelIndex). В табличных и списковых моделях нам не требуется переопределять эту функцию, потому что обычно оказываются достаточным реализации по умолчанию моделей QAbstractListModel и QАЬstractTableModel.

В нашей реализации index(), если не задано дерево грамматического разбора, мы возвращаем недействительный индекс QModelIndex. В противном случае мы создаем QModelIndex с заданными строкой, столбцом и Node * для запрошенного дочернего элемента. В иерархических моделях знание строки и столбца элемента относительно своего родителя оказывается недостаточным для уникальной идентификации элемента; мы должны также знать, кто является его родителем. Для этого можно хранить в QModelIndex указатель на внутреннюю вершину. В объекте QModelIndex кроме номеров строк и столбцов допускается хранение указателя void * или значения типа int.

Указатель Node * на дочерний элемент можно получить из списка дочерних элементов children родительской вершины. Указатель на родительскую вершину извлекается из индекса модели parent, используя закрытую функцию nodeFromIndex():

01 Node *RegExpModel::nodeFromIndex(

02 const QModelIndex &index) const

03 {

04 if (index.isValid()) {

05 return static_cast<Node *>(index.internalPointer());

06 } else {

07 return rootNode;

07 }

Функция nodeFromIndex() приводит тип void * заданного индекса в тип Node * или возвращает указатель на корневую вершину, если индекс недостоверен, поскольку недостоверный индекс модели используется для представления корня модели.

01 int RegExpModel::rowCount(const QModelIndex

02 &parent) const

03 {

04 Node *parentNode = nodeFromlndex(parent);

05 if (!parentNode)

06 return 0;

07 return parentNode->children.count();

08 }

Число строк для заданного элемента определяется просто количеством дочерних элементов.

01 int RegExpModel::columnCount(const QModelIndex &

02 /* родительский элемент */) const

03 {

04 return 2;

05 }

Число столбцов фиксировано и равно 2. Первый столбец содержит типы вершин; второй столбец содержит значения вершин.

01 QModelIndex RegExpModel::parent(const QModelIndex

02 &child) const

03 {

04 Node*node = nodeFromIndex(child);

05 if (!node)

06 return QModelIndex();

07 Node *parentNode = node->parent;

08 if (!parentNode)

09 return QModelIndex();

10 Node *grandparentNode = parentNode->parent;

11 if (!grandparentNode)

12 return QModelIndex();

13 int row = grandparentNode->children.indexOf(parentNode);

14 return createIndex(row, child.column(), parentNode);

15 }

Получить QModelIndex родительского элемента из дочернего немного сложнее, чем найти дочерний элемент родителя. Можно легко получить родительскую вершину, применяя сначала функцию nodeFromIndex() и поднимаясь затем вверх с помощью указателя на родительский элемент, но для получения номера строки (позиции родительской верщины в соответствующем списке дочерних вершин) мы должны перейти к родителю родительского элемента и найти в его списке дочерних элементов значение индекса первого родителя (родителя исходной дочерней вершины).

01 QVariant RegExpModel::data(const QModelIndex

02 &index, int role) const

03 {

04 if (role != Qt::DisplayRole)

05 return QVariant();

06 Node *node = nodeFromIndex(index);

07 if (!node)

08 return QVariant();

09 if (index.column() == 0) {

10 switch (node->type) {

11 case Node::RegExp:

12 return tr("RegExp");

13 case Node::Expression:

14 return tr("Expression");

15 case Node::Term:

16 return tr("Term");

17 case Node::Factor:

18 return tr("Factor");

19 case Node::Atom:

20 return tr("Atom");

21 case Node::Terminal:

22 return tr("Terminal");

23 default:

24 return tr("Unknown");

25 }

26 } else if (index.column() == 1) {

27 return node->str;

28 }

29 return QVariant();

30 }

В функции data() получаем для запрошенного элемента указатель Node * и используем его для получения доступа к данным соответствующей вершины. Если вызывающая программа запрашивает какую-нибудь роль, отличную от Qt::DisplayRole, или если не удается получить вершину Node для заданного индекса модели, мы возвращаем недействительное значение типа QVariant. Если столбец равен 0, возвращаем название типа вершины; если столбец равен 1, вбзвращаем значение вершины (ее строку).

01 QVariant RegExpModel::headerData(int section,

02 Qt::Orientation orientation, int role) const

03 {

04 if (orientation == Qt::Horizontal && role == Qt::DisplayRole) {

05 if (section == 0) {

06 return tr("Node");

07 else if (section == 1) {

08 return tr("Value");

09 }

10 }

11 return QVariant();

12 }

При переопределении функции headerData() мы возвращаем соответствующие метки горизонтального заголовка. Класс QTreeView, который используется для визуального представления иерархических моделей, не имеет заголовков строк, поэтому мы их игнорируем.

Теперь, когда рассмотрены классы Node и RegExpModel, давайте посмотрим, как создается корневая вершина, когда пользователь изменяет текст в строке редактирования.

01 void RegExpWindow::regExpChanged(const QString&regExp)

02 {

03 RegExpParser parser;

04 Node *rootNode = parser.parse(regExp);

05 regExpModel->setRootNode(rootNode);

06 }

При изменении пользователем текста в строке редактирования вызывается слот главного окна regExpChanged(). В этом слоте выполняется синтаксический анализ введенного пользователем текста, и парсер возвращает указатель на корневую вершину дерева грамматического разбора.

Мы не показываем класс RegExpParser, потому что он не имеет отношения к графическому интерфейсу или программированию модели/представления. Полный исходный код для этого примера находится на компакт-диске.

В данном разделе мы увидели, как можно создавать три различные пользовательские модели. Многие модели значительно проще приведенных выше и обеспечивают соответствие один к одному между элементами и индексами модели. В самой системе Qt находятся дополнительные примеры применения архитектуры модель/представление вместе с подробной документацией.