=> Главная База Знаний Qt Применение activex в системе windows


Применение activex в системе windows

Применение activex в системе windows

Технология ActiveX компании Microsoft позволяет приложениям включать в себя компоненты интерфейса пользователя других приложений или библиотек. Она построена на применении технологии СОМ компании Microsoft и определяет один набор интерфейсов приложений, использующих компоненты, и другой набор интерфейсов приложений и библиотек, предоставляющих компоненты.

Версия Qt/Windows для настольных компьютеров (Desktop Edition) обеспечивает рабочую среду ActiveQt для «бесшовного соединения» ActiveX и Qt. ActiveQt состоит из двух модулей:

• Модуль QAxContainer позволяет нам использовать объекты СОМ и встраивать элементы управления ActiveX в приложения Qt.

• Модуль QAxServer позволяет нам экспортировать пользовательские объекты СОМ и элементы управления ActiveX, написанные с помощью средств разработки Qt.

Наш первый пример встраивает Media Player (медиаплеер) системы Windows вприложение Qt при помощи модуля QAxContainer. Приложение Qt добавляет кнопку Open, кнопку Play/Pause, кнопку Stop и ползунок в элемент управления ActiveX Media Player системы Windows.

Рис. 20.3. Приложение Media Player.

Главное окно приложения имеет тип PlayerWindow:

01 class PlayerWindow : public QWidget

02 {

03 Q_OBJECT

04 Q_ENUMS(ReadyStateConstants)

05 public:

06 enum PlayStateConstants {

07 Stopped = 0, Paused = 1, Playing = 2 };

08 enum ReadyStateConstants {

09 Uninitialized = 0, Loading = 1, Interactive = 3, Complete = 4 };

10 PlayerWindow();

11 protected:

12 void timerEvent(QTimerEvent *event);

13 private slots:

14 void onPlayStateChange(int oldState, int newState);

15 void onReadyStateChange(ReadyStateConstants readyState);

16 void onPositionChange(double oldPos, double newPos);

17 void sliderValueChanged(int newValue);

18 void openFile();

19 private:

20 QAxWidget *wmp;

21 QToolButton *openButton;

22 QToolButton *playPauseButton;

23 QToolButton *stopButton;

24 QSlider *seekSlider;

25 QString fileFilters;

26 int updateTimer;

27 };

Класс PlayerWindow наследует QWidget. Макрос Q_ENUMS(), расположенный сразу после Q_OBJECT, необходим для указания компилятору moc, что константы ReadyStateConstants, используемые в слоте onReadyStateChange(), имеют тип enum. В закрытой секции мы объявляем переменную—член QAxWidget *.

01 PlayerWindow::PlayerWindow()

02 {

03 wmp = new QAxWidget;

04 wmp->setControl("{22D6F312-B0F6-11D0-94AB-0080C74C7E95}");

Конструктор начинается с создания объекта QAxWidget для инкапсулирования элемента управления ActiveX Media Player системы Windows. Модуль QAxContainer состоит из трех классов: QAxObject инкапсулирует объект COM, QAxWidget инкапсулирует элемент управления ActiveX и QAxBase реализует основную функциональность СОМ для QAxObject и QAxWidget.

Мы вызываем функцию setControl() для объекта QAxWidget с идентификатором класса элемента управления Media Player 6.4 системы Windows. Это создает экземпляр требуемого компонента. С этого момента все свойства, события и методы элемента управления ActiveX доступны как свойства, сигналы и методы Qt объекта QAxWidget.

Рис. 20.4. Дерево наследования для модуля QAxContainer.

Типы данных СОМ автоматически преобразуются в соответствующие типы объектов, как показано на рис. 20.5:

• VARIANT_BOOL — bool,

• char, short, int, long — int,

• unsigned char, unsigned short, unsigned int, unsigned long — uint,

• float, double — double,

• CY — qlonglong, qulonglong,

• BSTR — QString,

• DATE — QDateTime, QDate, QTime,

• OLE_COLOR — QColor,

• SAFEARRAY(VARIANT) — QList<QVariant>,

• SAFEARRAY(BSTR) — QStringList,

• SAFEARRAY(BYTE) — QByteArray,

• VARIANT — QVariant,

• IFontDisp * — QFont,

• IPictureDisp * — QPixmap,

• Тип, определяемый пользователем — QRect, QSize, QPoint.

Например, входной параметр типа VARIANT_BOOL становится типом bool, а выходной параметр типа VARIANT_BOOL становится типом bool &. Ecли пoлyчeнный тип являeтcя клaccoм Qt (QString, QDateTime и так далее), входной параметр становится ссылкой с модификатором const (например, const QString &).

Для получения списка всех свойств, сигналов и слотов, доступных в объектах QAxObject или QAxWidget вместе с их типами Qt, сделайте вызов функции QAxBase::generateDocumentation() или используйте утилиту командной строки Qt dumpdoc, расположенную в каталоге Qt tools\activeqt\dumpdoc.

Теперь продолжим рассмотрение конструктора PlayerWindow:

05 wmp->setProperty("ShowControls", false);

06 wmp->setSizePolicy(QSizePolicy::Expanding, QSizePolicy::Expanding);

07 connect(wmp, SIGNAL(PlayStateChange(int, int)),

08 this, SLOT(onPlayStateChange(int, int)));

09 connect(wmp, SIGNAL(ReadyStateChange(ReadyStateConstants)),

10 this, SLOT(onReadyStateChange(ReadyStateConstants)));

11 connect(wmp, SIGNAL(PositionChange(double, double)),

12 this, SLOT(onPositionChange(double, double)));

После вызова QAxWidget::setControl() мы вызываем функцию QObject::setProperty() для установки свойства ShowControls (отображать элементы управления) элемента управления Media Player системы Windows на значение false, поскольку мы предоставляем свои собственные кнопки для работы с компонентом. Функция QObject::setProperty() может использоваться как для свойств СОМ, так и для обычных свойств Qt. Ее второй параметр имеет тип QVariant.

Затем мы вызываем функцию setSizePolicy(), чтобы элемент управления ActiveX мог занять все имеющееся в менеджере компоновки пространство, и мы подсоединяем три события ActiveX компонента СОМ к трем слотам.

13 stopButton = new QToolButton;

14 stopButton->setText(tr("&Stop"));

15 stopButton->setEnabled(false);

16 connect(stopButton, SIGNAL(clicked()), wmp, SLOT(Stop()));

17 …

18 }

Остальная часть конструктора PlayerWindow следует обычному образцу, за исключением того, что мы подсоединяем некоторые сигналы Qt к слотам объекта COM (Play(), Pause() и Stop()). Мы показали здесь реализацию только кнопки Stop, поскольку другие кнопки реализуются аналогично.

01 void PlayerWindow::timerEvent(QTimerEvent *event)

02 {

03 if (event->timerId() == updateTimer) {

04 double curPos = wmp->property("CurrentPosition").toDouble();

05 onPositionChange(-1, curPos);

06 } else {

07 QWidget::timerEvent(event);

08 }

09 }

Функция timerEvent() вызывается через определенные интервалы времени во время проигрывания мультимедийного клипа. Мы используем ее для продвижения ползунка. Это делается путем вызова функции property() для элемента управления ActiveX, чтобы получить значение свойства CurrentPosition (текущая позиция) в виде объекта типа QVariant и вызова функции toDouble() для преобразования его в тип double. Мы затем вызываем функцию onPositionChange() для обновления положения ползунка.

Мы не будем рассматривать остальную часть программного кода, поскольку большая часть его не имеет непосредственного отношения к ActiveX и не содержит ничего такого, что мы уже не обсуждали ранее. Данный программный код имеется на компакт-диске.

В файле .pro нам необходимо задать элемент для связи с модулем QAxContainer.

CONFIG += qaxcontainer

При работе с объектами СОМ одной из часто возникающих потребностей является необходимость непосредственного вызова метода СОМ (вместо подсоединения его к сигналу Qt). Наиболее просто это сделать путем вызова функции QAxBase::dynamicCall() с указанием имени и сигнатуры метода в первом параметре и аргументов метода в дополнительных параметрах. Например:

wmp->dynamicCall("TitlePlay(uint)", 6);

Функция dynamicCall() принимает до восьми параметров типа QVariant и возвращает объект типа QVariant. Если нам необходимо передавать таким образом IDispatch * или IUnknown *, мы можем инкапсулировать компонент в QAxObject и вызвать для него функцию asVariant() для преобразования его в тип QVariant. Если нам необходимо вызвать метод СОМ, который возвращает IDispatch * или IUnknown *, или если нам необходимо осуществлять доступ к свойству СОМ одного из этих типов, мы можем вместо этого использовать функцию querySubObject():

QAxObject *session = outlook.querySubObject('"Session");

QAxObject *defaultContacts =

session->querySubObject("GetDefaultFolder(01DefaultFolders)",

"olFolderContacts");

Если мы собираемся вызывать методы, которые имеют неподдерживаемые типы данных в их списке параметров, мы можем использовать QAxBase::queryInterface() для получения интерфейса СОМ и непосредственного вызова метода. Мы должны вызвать функцию Release() после завершения использования интерфейса, что является обычным при работе с СОМ. Если нам приходится часто вызывать такие методы, мы можем создать подкласс QAxObject или QAxWidget и обеспечить функции—члены, которые инкапсулируют вызовы интерфейса СОМ. Однако убедитесь, что подклассы QAxObject и QAxWidget не могут определять свои собственные свойства, сигналы и слоты.

Теперь мы рассмотрим модуль QAxServer. Этот модуль позволяет нам превратить стандартную программу Qt в сервер ActiveX. Сервер может быть как совместно используемой библиотекой, так и автономным приложением. Серверы в виде совместно используемых библиотек часто называют внутрипроцессными серверами (in-process servers), а автономные приложения — внепроцессными серверами (out-of-process servers).

Наш первый пример QAxServer является внутрипроцессным сервером, отображающим виджет с шариком, который может прыгать вправо и влево. Мы рассмотрим также способы встраивания этого виджета в Internet Explorer.

Рис. 20.6. Виджет AxBouncer в Internet Explorer.

Ниже приводится начало определения класса виджета AxBouncer:

01 class AxBouncer : public QWidget, public QAxBindable

02 {

03 Q_OBJECT

04 Q_ENUMS(SpeedValue)

05 Q_PROPERTY(QColor color READ color WRITE setColor)

06 Q_PROPERTY(SpeedValue speed READ speed WRITE setSpeed)

07 Q_PROPERTY(int radius READ radius WRITE setRadius)

08 Q_PROPERTY(bool running READ isRunning)

AxBouncer наследует как QWidget, так и QAxBindable. Класс QAxBindable обеспечивает интерфейс между виджетом и клиентом ActiveX. Любой QWidget может быть экспортирован как элемент управления ActiveX, но путем создания подкласса QAxBindable мы можем уведомлять клиента об изменениях значения свойства и peализовывать интерфейсы СОМ в дополнение к уже реализованным при помощи QAxServer.

Если при использовании множественного наследования имеются классы, производные от QObject, мы должны всегда располагать производные от QObject классы первыми для того, чтобы компилятор moc мог их извлечь.

Мы объявляем три свойства для чтения и записи и одно свойство только для чтения. Макрос Q_ENUMS() необходим для указания компилятору moc на то, что SpeedValue имеет тип enum (перечисление). Это перечисление объявляется в открытой секции класса:

09 public:

10 enum SpeedValue { Slow, Normal, Fast };

11 AxBouncer(QWidget *parent = 0);

12 void setSpeed(SpeedValue newSpeed);

13 SpeedValue speed() const { return ballSpeed; }

14 void setRadius(int newRadius);

15 int radius() const { return ballRadius; }

16 void setColor(const QColor &newColor);

17 QColor color() const { return ballColor; }

18 bool isRunning() const { return myTimerId != 0; }

19 QSize sizeHint() const;

20 QAxAggregated *createAggregate();

21 public slots:

22 void start();

23 void stop();

24 signals:

25 void bouncing();

Конструктор AxBouncer является стандартным конструктором виджета с параметром parent. Макрос QAXFACTORY_DEFAULT(), который мы используем для экспорта компонента, предполагает, что у конструктора именно такая сигнатура.

Функция createAggregate() класса QAxBindable переопределяется. Мы рассмотрим ее вскоре.

26 protected:

27 void paintEvent(QPaintEvent *event);

28 void timerEvent(QTimerEvent *event);

29 private:

30 int intervalInMilliseconds() const;

31 QColor ballColor;

32 SpeedValue ballSpeed;

33 int ballRadius;

34 int myTimerId;

35 int x;

36 int delta;

37 };

Защищенная и закрытая секции этого класса имеют тот же вид, как и для стандартного виджета Qt.

01 AxBouncer::AxBouncer(QWidget *parent)

02 : QWidget(parent)

03 {

04 ballColor = Qt::blue;

05 ballSpeed = Normal;

06 ballRadius = 15;

07 myTimerId = 0;

08 x = 20;

09 delta = 2;

10 }

Конструктор AxBouncer инициализирует закрытые переменные этого класса.

01 void AxBouncer::setColor(const QColor &newColor)

02 {

03 if (newColor != ballColor &&

04 requestPropertyChange("color")) {

05 ballColor = newColor;

06 update();

07 propertyChanged("color");

08 }

09 }

Функция setColor() устанавливает значение свойства color (цвет). Она вызывает функцию update() для перерисовки виджета.

Необычной частью являются вызовы функций requestPropertyChange() и propertyChanged(). Эти функции наследуются от класса QAxBindable и в идеальном случае должны вызываться при всяком изменении свойства. Функция requestPropertyChange() спрашивает у клиента разрешение на изменение свойства и возвращает true, если клиент дает такое разрешение. Функция propertyChanged() уведомляет клиента о том, что свойство изменилось.

Устанавливающие свойства функции setSpeed() и setRadius() следуют этому же образцу, и так же работают слоты start() и stop(), поскольку они изменяют значение свойства running (приложение выполняется).

Осталось рассмотреть еще одну интересную функцию—член класса AxBouncer:

QAxAggregated *AxBouncer::createAggregate()

{

return new ObjectSafetyImpl;

}

Функция createAggregate() класса QAxBindable переопределяется. Она позволяет нам реализовать интерфейсы СОМ, которые модуль QAxServer еще не реализовал, или обойти определенные по умолчанию в QAxServer интерфейсы СОМ. Ниже мы делаем это для обеспечения интерфейса IObjectSafety, который используется в Internet Explorer для доступа к свойствам безопасности компонента. Это является стандартным способом устранения непопулярного сообщения об ошибке «Object not safe for scripting» (объект небезопасен при использовании в сценарии) в Internet Explorer.

Ниже приводится определение класса, которое реализует интерфейс IObjectSafety:

01 class ObjectSafetyImpl : public QAxAggregated, public IObjectSafety

02 {

03 public:

04 long queryInterface(const QUuid &iid, void **iface);

05 QAXAGG_IUNKNOWN

06 HRESULT WINAPI GetInterfaceSafetyOptions(REFIID riid,

07 DWORD *pdwSupportedOptions, DWORD *pdwEnabledOptions);

08 HRESULT WINAPI SetInterfaceSafetyOptions(REFIID riid,

09 DWORD pdwSupportedOptions, DWORD pdwEnabledOptions);

10 };

Класс ObjectSafetyImpl наследует как QAxAggregated, так и IObjectSafety. Класс QAxAggregated является абстрактным базовым классом, предназначенным для реализации дополнительных интерфейсов СОМ. Объект СОМ, который расширяет QAxAggregated, доступен при помощи функции controllingUnknown(). Этот объект СОМ создается незаметно для пользователя модулем QAxServer.

Макрос QAXAGG_IUNKNOWN обеспечивает стандартную реализацию функций QueryInterface(), AddRef() и Release(). В этих реализациях просто делается вызов одноименных функций для управляющего объекта СОМ.

01 long ObjectSafetyImpl::queryInterface(const QUuid &iid, void **iface)

02 {

03 *iface = 0;

04 if (iid == IID_IObjectSafety) {

05 *iface = static_cast<IObjectSafety *>(this);

06 } else {

07 return E_NOINTERFACE;

08 }

09 AddRef();

10 return S_OK;

11 }

Функция queryInterface() — чистая виртуальная функция класса QAxAggregated. Она вызывается управляющим объектом СОМ для предоставления доступа к интерфейсу, который обеспечивается подклассом QAxAggregated. Мы должны возвращать E_NOINTERFACE для интерфейсов, которые мы не определили, и также для IUnknown.

01 HRESULT WINAPI ObjectSafetyImpl::GetInterfaceSafetyOptions(

02 REFIID /* riid */, DWORD *pdwSupportedOptions,

03 DWORD *pdwEnabledOptions)

04 {

05 *pdwSupportedOptions =

06 INTERFACESAFE_FOR_UNTRUSTED_DATA

07 | INTERFACESAFE_FOR_UNTRUSTED_CALLER;

08 *pdwEnabledOptions = *pdwSupportedOptions;

09 return S_OK;

10 }


11 HRESULT WINAPI ObjectSafetyImpl::SetInterfaceSafetyOptions(

12 REFIID /* riid */, DWORD /* pdwSupportedOptions */,

13 DWORD /* pdwEnabledOptions */)

14 {

15 return S_OK;

16 }

Функции GetInterfaceSafetyOptions() и SetInterfaceSafetyOptions() объявляются в IObjectSafety. Мы реализуем их, чтобы уведомить всех о том, что наш объект безопасен для использования в сценариях.

Давайте теперь рассмотрим main.cpp:

01 #include <QAxFactory>

02 #include "axbouncer.h"

03 QAXFACTORY_DEFAULT(AxBouncer,

04 "{5e2461aa-a3e8-4f7a-8b04-307459a4c08c}",

05 "{533af11f-4899-43de-8b7f-2ddf588d1015}",

06 "{772c14a5-a840-4023-b79d-19549ece0cd9}",

07 "{dbce1e56-70dd-4f74-85e0-95c65d86254d}",

08 "{3f3db5e0-78ff-4e35-8a5d-3d3b96c83e09}")

Макрос QAXFACTORY_DEFAULT() экспортирует элемент управления ActiveX. Мы можем использовать его для серверов ActiveX, которые экспортируют только один элемент управления. В следующем примере данного раздела будет показано, как можно экспортировать много элементов управления ActiveX.

Первым аргументом макроса QAXFACTORY_DEFAULT() является имя экспортируемого класса Qt. Такое же имя используется для экспорта элемента управления. Остальные пять аргументов следующие: идентификатор класса, идентификатор интерфейса, идентификатор интерфейса событий, идентификатор библиотеки типов и идентификатор приложения. Мы можем использовать стандартные инструментальные средства, например guidgen или uuidgen, для получения этих идентификаторов. Поскольку сервер реализован в виде библиотеки, нам не требуется иметь функцию main().

Ниже приводится файл .pro для внутрипроцессного сервера ActiveX:

TEMPLATE = lib

CONFIG += dll qaxserver

HEADERS = axbouncer.h \

objectsafetyimpl.h

SOURCES = axbouncer.cpp \

main.cpp \

objectsafetyimpl.cpp

RC_FILE = qaxserver.rc

DEF_FILE = qaxserver.def

Файлы qaxserver.rc и qaxserver.def, на которые имеются ссылки в файле .pro, —стандартные файлы, которые можно скопировать из каталога Qt src\activeqt\control.

Файл makefile или сгенерированный утилитой qmake файл проекта Visual С++ содержат правила для регистрации сервера в реестре Windows. Для регистрации сервера на машине пользователя мы можем использовать утилиту regsvr32, которая имеется во всех системах Windows.

Мы можем затем включить компонент Bouncer в страницу HTML, используя тег <object>:

<object id="AxBouncer"

classid="clsid:5e2461aa-a3e8-4f7a-8b04-307459a4c08c">

<b>The ActiveX control is not available. Make sure you

have built and registered the component server.</b>

</object>

Мы можем создать кнопку для вызова слотов:

<input type="button" value="Start" onClick="AxBouncer.start()">

<input type="button" value="Stop" onClick="AxBouncer.stop()">

Мы можем манипулировать виджетом при помощи языков JavaScript или VBScript точно так же, как и любым другим элементом управления ActiveX (см. расположенный на компакт-диске файл demo.html, содержащий очень простую страницу, в которой используется сервер ActiveX.

Наш последний пример — приложение Address Book (адресная книга), применяющее сценарий. Это приложение может рассматриваться в качестве стандартного приложения Qt для Windows или внепроцессного сервера ActiveX. В последнем случае мы можем создавать сценарий работы приложения, используя, например, Visual Basic.

01 class AddressBook : public QMainWindow

02 {

03 Q_OBJECT

04 Q_PROPERTY(int count READ count)

05 Q_CLASSINFO("ClassID",

06 "{588141ef-110d-4beb-95ab-ee6a478b576d}")

07 Q_CLASSINFO("InterfaceID",

08 "{718780ec-b30c-4d88-83b3-79b3d9e78502}")

09 Q_CLASSINFO("ToSuperClass", "AddressBook")

10 public:

11 AddressBook(QWidget *parent = 0);

12 ~AddressBook();

13 int count() const;

14 public slots:

15 ABItem *createEntry(const QString &contact);

16 ABItem *findEntry(const QString &contact) const;

17 ABItem *entryAt(int index) const;

18 private slots:

19 void addEntry();

20 void editEntry();

21 void deleteEntry();

22 private:

23 void createActions();

24 void createMenus();

25 QTreeWidget *treeWidget;

26 QMenu *fileMenu;

27 QMenu *editMenu;

28 QAction *exitAction;

29 QAction *addEntryAction;

30 QAction *editEntryAction;

31 QAction *deleteEntryAction;

32 };

Виджет AddressBook является главным окном приложения. Предоставляемые им свойства и слоты можно применять при создании сценария. Макрос Q_CLASSINFO() используется для определения идентификаторов класса и интерфейсов, связанных с классом. Они генерируются с помощью таких утилит, как guid или uuid.

В предыдущем примере мы определяли идентификаторы класса и интерфейса при экспорте класса QAxBouncer, используя макрос QAXFACTORY_DEFAULT(). В этом примере мы хотим экспортировать несколько классов, поэтому нельзя использовать макрос QAXFACTORY_DEFAULT(). Мы можем поступать двумя способами:

• можно создать подкласс QAxFactory, переопределить его виртуальные функции для представления информации об экспортируемых нами типах и использовать макрос QAXFACTORY_EXPORT() для регистрации фабрики классов;

• можно использовать макросы QAXFACTORY_BEGIN(), QAXFACTORY_END(), QAXCLASS() и QAXTYPE() для объявления и регистрации фабрики классов. В этом случае потребуется использовать макрос Q_CLASSINFO() для определения идентификаторов класса и интерфейса.

Вернемся к определению класса AddressBook. Третий вызов макроса Q_CLASSINFO() может показаться немного странным. По умолчанию элементы управления ActiveX предоставляют в распоряжение клиентов не только свои собственные свойства, сигналы и слоты, но и свои суперклассы вплоть до QWidget. Атрибут ToSuperClass позволяет определить суперкласс самого высокого уровня (в дереве наследования), который мы собираемся предоставить клиенту. Здесь мы указываем имя класса компонента («AddressBook») в качестве имени экспортируемого класса самого высокого уровня — это значит, что не будут экспортироваться свойства, сигналы и слоты, определенные в суперклассах AddressBook.

01 class ABItem : public QObject, public QListViewItem

02 {

03 Q_OBJECT

04 Q_PROPERTY(QString contact READ contact WRITE setContact)

05 Q_PROPERTY(QString address READ address WRITE setAddress)

06 Q_PROPERTY(QString phoneNumber

07 READ phoneNumber WRITE setPhoneNumber)

08 Q_CLASSINFO("ClassID",

09 "{bc82730e-5f39-4e5c-96be-461c2cd0d282}")

10 Q_CLASSINFO("InterfaceID",

11 "{c8bc1656-870e-48a9-9937-fbe1ceff8b2e}")

12 Q_CLASSINFO("ToSuperClass", "ABItem")

13 public:

14 ABItem(QTreeWidget *treeWidget);

15 void setContact(const QString &contact);

16 QString contact() const { return text(0); }

17 void setAddress(const QString &address);

18 QString address() const { return text(1); }

19 void setPhoneNumber(const QString &number);

20 QString phoneNumber() const { return text(2); }

21 public slots:

22 void remove();

23 };

Класс ABItem представляет один элемент в адресной книге. Он наследует QTreeWidgetItem и поэтому может отображаться в QTreeWidget, и он также наследует QObject и поэтому может экспортироваться как объект СОМ.

01 int main(int argc, char *argv[])

02 {

03 QApplication app(argc, argv);

04 if (!QAxFactory::isServer()) {

05 AddressBook addressBook;

06 addressBook.show();

07 return app.exec();

08 }

09 return app.exec();

10 }

В функции main() мы проверяем, в каком качестве работает приложение: как автономное приложение или как сервер. Опция командной строки —activex распознается объектом QApplication и обеспечивает работу приложения в качестве сервера. Если приложение не является сервером, мы создаем главный виджет и выводим его на экран, как мы обычно делаем для любого автономного приложения Qt.

Кроме опции —activex серверы ActiveX «понимают» следующие опции командной строки:

—regserver — регистрация сервера в системном реестре;

—unregserver — отмена регистрации сервера в системном реестре;

—dumpidl файл — записывает описание сервера на языке IDL (Interface Description Language — язык описания интерфейсов) в указанный файл.

Когда приложение выполняет функции сервера, нам необходимо экспортировать классы AddressBook и ABItem как компоненты СОМ:

QAXFACTORY_BEGIN("{2b2b6f3e-86cf-4c49-9df5-80483b47f17b}",

"{8e827b25-148b-4307-ba7d-23f275244818}")

QAXCLASS(AddressBook)

QAXTYPE(ABItem)

QAXFACTORY_END()

Приведенные выше макросы экспортируют фабрику классов для создания объектов СОМ. Поскольку мы собираемся экспортировать два типа объектов СОМ, мы не можем просто использовать макрос QAXFACTORY_DEFAULT(), как мы делали в предыдущем примере.

Первым аргументом макроса QAXFACTORY_BEGIN() является идентификатор библиотеки типов; второй аргумент представляет собой идентификатор приложения. Между макросами QAXFACTORY_BEGIN() и QAXFACTORY_END() мы указываем все классы, которые могут быть инстанцированы, и все типы данных, доступные как объекты СОМ.

Ниже приводится файл .pro для внепроцессного сервера ActiveX:

TEMPLATE = app

CONFIG += qaxserver

HEADERS = abitem.h \

addressbook.h \

editdialog.h

SOURCES = abitem.cpp \

addressbook.cpp \

editdialog.cpp \

main.cpp

FORMS = editdialog.ui

RC_FILE = qaxserver.rc

Файл qaxserver.rc, на который имеется ссылка в файле .pro, является стандартным файлом, который может быть скопирован из каталога Qt src\activeqt\control.

Вы можете посмотреть в каталоге примеров vb проект Visual Basic, который использует сервер Address Book.

Этим мы завершаем наш обзор рабочей среды ActiveQt. Дистрибутив Qt включает дополнительные примеры, и в документации содержится информация о способах построения модулей QAxContainer и QAxServer и решения обычных вопросов взаимодействия.