FTC предупредила о «тихих» изменениях TOS для обучения ИИ. Вот почему этого может быть недостаточно.

Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные рассылки, чтобы получать последние обновления и эксклюзивный контент о ведущих в отрасли материалах об ИИ. Узнать больше


На этой неделе Федеральная торговая комиссия предупредила компании, что «тихое» изменение их Условий предоставления услуг в результате мощных бизнес-стимулов, направленных на превращение пользовательских данных в топливо для обучения ИИ, может быть несправедливым и обманчивым.

«Компании могут поддаться искушению разрешить этот конфликт, просто изменив условия своей политики конфиденциальности, чтобы больше не быть ограниченными в способах использования данных своих клиентов», — говорится в сообщении в блоге FTC. «И чтобы избежать негативной реакции пользователей, обеспокоенных своей конфиденциальностью, компании могут попытаться внести эти изменения тайно. Но участники рынка должны быть предупреждены, что любая фирма, которая отказывается от своих обязательств по конфиденциальности пользователей, рискует столкнуться с законом».

FTC выступила с резкими высказываниями, но ее предупреждение запоздало. Например, в июле 2023 года Google обновила свою политику конфиденциальности, чтобы разрешить компании использовать публичные данные для улучшения своих моделей ИИ. А в августе 2023 года VentureBeat сообщила в новостях, что Zoom внесла молчаливые изменения в свои TOS, уточнив, что компания может обучать ИИ на пользовательских данных, без возможности отказаться.

VentureBeat также сообщал в июне 2023 года о создателях контента Adobe Stock, которые были расстроены тем, что не получили уведомления о том, что Adobe проводит обучение по загруженным ими работам для своей модели Firefly.

«Я не помню, чтобы получал электронное письмо или уведомление о том, что что-то меняется и что они обновят условия обслуживания», — рассказал VentureBeat один из создателей контента из Великобритании.

Большинство людей не читают и не понимают мелкий шрифт TOS

Кроме того, правда в том, что большинство людей не читают и не понимают мелкий шрифт десятков документов «Условий обслуживания», с которыми они так или иначе взаимодействуют. Например, в 2019 году исследование проанализировало положения и условия 500 популярных веб-сайтов США, включая Google и Facebook, и обнаружило, что более 99 процентов из них намного превосходят уровень, на котором читает большинство взрослых американцев.

Кроме того, есть старый отчет от 2017 года, который, вероятно, все еще актуален: опрос Deloitte 2000 потребителей в США показал, что 91% людей соглашаются с юридическими условиями и положениями услуг, не читая их. Что касается молодых людей, опрос показал, что показатель для людей в возрасте 18-34 лет был еще выше, 97% соглашались с условиями до их прочтения.

Брэдли Кун, научный сотрудник Software Freedom Conservancy, сказал на круглом столе FTC в октябре 2023 года, что «если потребители что-то вынесут из моих сегодняшних комментариев, я надеюсь, они не забудут внимательно прочитать положения и условия всех используемых ими программных платформ, поскольку они, возможно, уже согласились на то, чтобы их собственные творческие работы стали частью наборов данных машинного обучения компании». Он добавил, что «я признаю, что вам может потребоваться неделя, чтобы прочитать все эти условия. Но, к сожалению, это единственный способ узнать, какие права вы непреднамеренно передали крупным технологическим компаниям».

Многие обновления просто явно говорят о том, что уже было в TOS.

По словам Кэти Гарднер, партнера международной юридической фирмы Gunderson Dettmer, с которой VentureBeat поговорил об изменениях в политике Zoom, многие обновления Условий предоставления услуг, в том числе касающиеся ИИ, на самом деле просто более явно подтверждают то, что уже было в Условиях предоставления услуг.

Она объяснила, что компании часто обновляют свои Условия обслуживания по мере изменения своей практики, а некоторые правила конфиденциальности, такие как CCPA, требуют от компаний ежегодного обновления своих Политик конфиденциальности.

«Компаниям необходимо уведомлять пользователей о существенных изменениях в своей практике, если они хотят, чтобы эти изменения имели юридическую силу против них», — сказала она VentureBeat. «По крайней мере, в случае Zoom, если это было сделано тихо, это, вероятно, потому, что изменение не было существенным — оно просто более явно указывало на то, на что он (уже) сохранил права».

При этом она отметила, что технологические компании в настоящее время вносят эти обновления, поскольку видят негативную реакцию со стороны регулирующих органов. «Методы, с помощью которых компании собирают согласие на использование пользовательских данных в целях обучения, являются объектами усиленного контроля со стороны регулирующих органов», — сказала она, включая резолюции FTC от мая 2023 года о действиях против Ring и Amazon, связанных с прозрачностью и точностью уведомлений пользователям об использовании их данных для обучающих моделей.

Возможно, нас ждет еще больше сюрпризов от TOS

Возможно, нас ждет еще несколько сюрпризов в Условиях обслуживания. Например, запланированные сегодня обновления Условий обслуживания Findaway Voices by Spotify — аудиокниговой платформы для независимых авторов — были широко распространены в сети, вызывая беспокойство об использовании аудиокомментариев для обучения ИИ.

На Reddit пользователи поделились ответом Spotify: «Ранее сегодня мы поделились запланированными обновлениями наших Условий использования Findaway Voices by Spotify, которые должны вступить в силу 15 марта 2024 года. Наша цель состояла в том, чтобы ввести формулировку, которая позволила бы нам предлагать авторам инновационные функции, улучшать обнаружение и предоставлять рекламные инструменты, такие как карточки обмена, одновременно заверяя авторов, что вы «сохраняете право собственности на свой Пользовательский контент, когда публикуете его в Сервисе». За прошедшие часы мы получили ценные отзывы, и мы понимаем, что есть путаница и беспокойство по поводу некоторых аспектов этой формулировки. Мы хотим, чтобы вы знали, что мы слышим вас и активно работаем над внесением уточняющих обновлений, чтобы развеять ваши опасения.