Трещины на дорогах — одна из самых распространённых проблем инфраструктуры, требующая постоянного внимания и затрат на ремонт. Но что, если асфальт сможет сам затягивать повреждения? Благодаря совместным усилиям учёных из Королевского колледжа Лондона, Университета Суонси и специалистов Google Cloud, такая технология стала реальностью. В этой статье вы узнаете, как искусственный интеллект помог создать инновационный материал, способный продлить срок службы дорог и снизить затраты на их обслуживание.

Проблема трещин в асфальте и её причины

Трещины на дорогах — это не только неудобство для водителей, но и серьёзная угроза безопасности. Они возникают из-за множества факторов, но ключевой причиной является окисление битума, основного компонента асфальта.

  • Окисление битума: Со временем битум затвердевает, теряя эластичность, что приводит к образованию трещин.
  • Механические нагрузки: Постоянное давление от транспорта усугубляет процесс разрушения.
  • Климатические условия: Перепады температуры и влажность также влияют на состояние дорожного покрытия.

Роль ИИ в разработке самовосстанавливающегося асфальта

Искусственный интеллект стал ключевым инструментом в создании инновационного материала. Учёные использовали машинное обучение для изучения сложных химических процессов, происходящих в битуме.

Моделирование молекул

С помощью ИИ исследователи смогли ускорить процесс атомистического моделирования, что позволило лучше понять механизмы окисления и разработать методы их предотвращения.

Создание виртуальных молекул

Google Cloud предоставил инструменты для моделирования химических свойств и создания виртуальных молекул, аналогично методам, используемым в фармацевтике.

Как работает новый асфальт?

Самовосстанавливающийся асфальт содержит уникальные компоненты, которые позволяют ему «залечивать» трещины без вмешательства человека.

  • Растительные споры: Крошечные пористые структуры пропитаны переработанными маслами.
  • «Заживляющий» механизм: При сжатии под давлением транспорта споры выделяют масло, которое размягчает битум и заполняет трещины.
  • Скорость восстановления: Лабораторные испытания показали, что микротрещины исчезают менее чем за час.

Перспективы внедрения технологии

«Подражание природе в её способности к самовосстановлению позволит создать более устойчивую инфраструктуру», — отмечает доктор Франциско Мартин-Мартинес. Учёные планируют начать коммерческое использование нового материала уже через несколько лет, начиная с дорог Великобритании. Эта технология не только сократит расходы на ремонт, но и сделает дороги более безопасными и долговечными.

Поделиться статьей