В эпоху облачных технологий и искусственного интеллекта американская система управления воздушным движением продолжает использовать устаревшие технологии. Дискеты, бумажные ленты и компьютеры на базе Windows 95 до сих пор играют ключевую роль в координации полётов. В этой статье мы рассмотрим, почему это происходит, какие риски связаны с такими технологиями и что планируют сделать власти для модернизации системы. Вы узнаете, как устаревшее оборудование влияет на безопасность полётов и почему обновление инфраструктуры — это сложный и долгий процесс.

Почему США продолжают использовать старые технологии?

Надёжность старых систем

Несмотря на свою архаичность, системы управления воздушным движением в США демонстрируют высокую надёжность. Например:

  • Они устойчивы к современным киберугрозам.
  • Не пострадали во время глобального сбоя CrowdStrike в 2024 году.

Отсутствие альтернатив

51 из 138 систем Федерального авиационного управления (FAA) признаны непригодными для эксплуатации. Однако их замена требует значительных усилий и ресурсов. *«Выключение даже на короткий срок может повлиять на безопасность полётов»*, — отмечают эксперты.

Проблемы модернизации системы

Технические сложности

Модернизация системы управления воздушным движением — это чрезвычайно сложная задача. Новые системы должны:

  • Работать круглосуточно без перерывов.
  • Быть устойчивыми к кибератакам.

Финансовые ограничения

Обновление инфраструктуры требует значительных инвестиций. Однако, как отмечает аналитик Роберт Мэн, *«обещания модернизировать систему звучат уже более 30 лет, но реальных изменений так и не произошло»*.

Примеры сбоев и их последствия

Остановка системы NOTAM

В январе 2023 года сбой в системе уведомлений для лётчиков NOTAM привёл к массовым задержкам рейсов по всей стране. Эксперты связывают это с устаревшей инфраструктурой и повреждёнными файлами баз данных.

Проблемы в аэропорту Ньюарка Либерти

Недавние перебои с радарами и связью в этом аэропорту были вызваны неисправностью проводки. *«Это ещё одно напоминание о необходимости обновления оборудования»*, — подчёркивают специалисты.

Планы на будущее

Сроки модернизации

Согласно текущим планам, модернизация должна занять четыре года. Однако эксперты считают этот срок завышенным, особенно учитывая отсутствие информации о бюджете проекта.

Глобальный контекст

Проблема отказа от устаревших технологий актуальна не только для США. Например, Япония и железнодорожная система Сан-Франциско также испытывают трудности с обновлением оборудования.

*«Модернизация системы управления воздушным движением — это важнейшая инфраструктурная инициатива за последние десятилетия»*, — отметил министр транспорта Шон Даффи. Однако успех этой инициативы будет зависеть от множества факторов, включая финансирование, техническую реализацию и политическую волю.

Поделиться статьей