В эпоху облачных технологий и искусственного интеллекта американская система управления воздушным движением продолжает использовать устаревшие технологии. Дискеты, бумажные ленты и компьютеры на базе Windows 95 до сих пор играют ключевую роль в координации полётов. В этой статье мы рассмотрим, почему это происходит, какие риски связаны с такими технологиями и что планируют сделать власти для модернизации системы. Вы узнаете, как устаревшее оборудование влияет на безопасность полётов и почему обновление инфраструктуры — это сложный и долгий процесс.
Почему США продолжают использовать старые технологии?
Надёжность старых систем
Несмотря на свою архаичность, системы управления воздушным движением в США демонстрируют высокую надёжность. Например:
- Они устойчивы к современным киберугрозам.
- Не пострадали во время глобального сбоя CrowdStrike в 2024 году.
Отсутствие альтернатив
51 из 138 систем Федерального авиационного управления (FAA) признаны непригодными для эксплуатации. Однако их замена требует значительных усилий и ресурсов. *«Выключение даже на короткий срок может повлиять на безопасность полётов»*, — отмечают эксперты.
Проблемы модернизации системы
Технические сложности
Модернизация системы управления воздушным движением — это чрезвычайно сложная задача. Новые системы должны:
- Работать круглосуточно без перерывов.
- Быть устойчивыми к кибератакам.
Финансовые ограничения
Обновление инфраструктуры требует значительных инвестиций. Однако, как отмечает аналитик Роберт Мэн, *«обещания модернизировать систему звучат уже более 30 лет, но реальных изменений так и не произошло»*.
Примеры сбоев и их последствия
Остановка системы NOTAM
В январе 2023 года сбой в системе уведомлений для лётчиков NOTAM привёл к массовым задержкам рейсов по всей стране. Эксперты связывают это с устаревшей инфраструктурой и повреждёнными файлами баз данных.
Проблемы в аэропорту Ньюарка Либерти
Недавние перебои с радарами и связью в этом аэропорту были вызваны неисправностью проводки. *«Это ещё одно напоминание о необходимости обновления оборудования»*, — подчёркивают специалисты.
Планы на будущее
Сроки модернизации
Согласно текущим планам, модернизация должна занять четыре года. Однако эксперты считают этот срок завышенным, особенно учитывая отсутствие информации о бюджете проекта.
Глобальный контекст
Проблема отказа от устаревших технологий актуальна не только для США. Например, Япония и железнодорожная система Сан-Франциско также испытывают трудности с обновлением оборудования.
*«Модернизация системы управления воздушным движением — это важнейшая инфраструктурная инициатива за последние десятилетия»*, — отметил министр транспорта Шон Даффи. Однако успех этой инициативы будет зависеть от множества факторов, включая финансирование, техническую реализацию и политическую волю.