Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) планирует ввести лицензионные сборы для коммерческих космических запусков. Это решение вызвано необходимостью дополнительного финансирования на фоне стремительного роста космической индустрии. В статье мы разберём, как новые сборы повлияют на компании, какие суммы им придётся платить и почему это решение вызывает споры. Вы узнаете, как изменится финансирование космической отрасли и какие последствия это может иметь для будущего коммерческих запусков.
Почему FAA вводит лицензионные сборы?
Рост нагрузки на систему воздушного пространства
С увеличением числа коммерческих запусков нагрузка на Национальную систему воздушного пространства (NAS) значительно возросла. FAA вынуждено освобождать воздушное пространство для безопасного проведения стартов и посадок ракет, что требует дополнительных ресурсов.
Недостаточное финансирование AST
Управление коммерческого космического транспорта (AST), подразделение FAA, сталкивается с нехваткой средств. «Бюджет AST увеличился менее чем в три раза, в то время как количество запусков выросло в 20 раз». Это создаёт задержки в выдаче лицензий и снижает эффективность работы.
Как будут рассчитываться сборы?
Поэтапное внедрение
Сборы будут вводиться постепенно в течение восьми лет:
- 2026 год: $0,25 за фунт полезной нагрузки ($0,55 за кг)
- 2033 год: $1,50 за фунт ($3,3 за кг)
Лимиты на общую сумму
Общая плата за запуск или посадку будет ограничена:
- 2026 год: $30 000
- 2033 год: $200 000
Кто пострадает больше всего?
SpaceX как основной плательщик
SpaceX станет крупнейшим плательщиком сборов, учитывая частоту её запусков. Например, в 2024 году компания произвела 89 запусков Falcon 9, что могло бы обойтись ей более чем в $800 000 ежегодно.
Реакция отрасли
Коммерческая космическая федерация выступает против новых сборов, утверждая, что доступ к воздушному пространству для запусков требуется реже, чем для авиации. Однако некоторые компании, такие как United Launch Alliance, поддерживают идею при условии справедливости и доступности сборов.
Последствия для космической индустрии
Финансовая нагрузка на компании
Новые сборы увеличат расходы компаний, что может повлиять на их конкурентоспособность на международном рынке. Особенно это касается стартапов и небольших предприятий.
Улучшение инфраструктуры
Cобранные средства пойдут на улучшение инфраструктуры NAS и ускорение процесса лицензирования. Это может способствовать дальнейшему развитию отрасли и повышению безопасности.
*Статистика и факты основаны на данных FAA и публичных заявлениях представителей отрасли.